Kia Rio уступает дорогу Hyundai Solaris
Корейцы пытаются не столкнуться на сужающемся рынке
Одна из наиболее популярных моделей на российском рынке Kia Rio в марте показала неожиданно низкие продажи — всего 5,8 тыс. машин. На рынке не исключают, что одной из причин могли стать более выгодные ценовые предложения ближайшего конкурента Hyundai Solaris. Оба бренда входят в одну группу, но на рынке работают в значительной степени независимо друг от друга, что в принципе может приводить к «внутреннему каннибализму» моделей. Впрочем, другие собеседники “Ъ” замечают, что Solaris сейчас выигрывает у Rio по цене в самых дешевых комплектациях, в более дорогих — преимущество у модели Kia.
В марте продажи Kia Rio — флагманской модели корейской компании, лидера рынка среди иномарок — упали на 18%, до 5,8 тыс. машин. С начала прошлого года меньшие продажи модели фиксировались только в праздничном январе (в первом месяце 2016 года было продано 3,5 тыс. машин), когда спрос на машины в целом традиционно минимален. По словам источников “Ъ” среди дилеров, мартовский результат — это «небывало малый спрос» (в феврале, например, было продано 7 тыс. Rio). При этом продажи Rio упали на фоне общего роста реализации Kia с учетом всех моделей — почти на 2%, до 12,3 тыс. машин. В Kia падение продаж наиболее популярной модели не комментируют.
Источник “Ъ” в отрасли рассуждает, что проблема Kia Rio — в конкурентах, предлагающих более весомые скидки, «модель страдает от демпинга». Так, продажи близкого конкурента Kia Rio — Hyundai Solaris — в марте упали на 10%, но обошли Rio по объему — 7,6 тыс. штук. Реализация у Hyundai (входит в одну группу компаний с Kia) в целом упала на 21%, до 11 тыс. машин. Максимальная скидка с учетом господдержки и скидок от компании на Hyundai Solaris составляет порядка 100 тыс. руб. Предельная выгода при покупке Kia Rio — 88 тыс. руб., если брать машину в лизинг — 108 тыс. руб. Источник “Ъ” среди дилеров обоих брендов добавляет, что Hyundai предоставляет «заведомо лучшие» условия продаж корпоративным клиентам, и этим он объясняет невысокую долю таких продаж у Kia — 12%. Другой собеседник “Ъ” полагает, что часть доли продаж у Kia Rio могла забрать Lada Vesta — в марте продано 4,6 тыс. машин.
Президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов рассказал “Ъ”, что в марте по двум брендам произошло «сегментирование» — теперь в наиболее бюджетных комплектациях для потребителей по цене предпочтителен Hyundai Solaris, но в средних и топовых Kia Rio превосходит конкурента. То есть если Kia проигрывает Hyundai в проданных машинах, то в доходе явно выигрывает, считает дилер. Несмотря на вхождение в одну группу, политика Kia и Hyundai, видимо, в значительной степени независима друг от друга. Так, в июле 2015 года топ-менеджер Kia объяснял “Ъ”, что, несмотря на то что Kia и Hyundai — «братья в группе компаний», они «существуют как две независимые команды, цель каждого бренда — побить другого, в этой конкуренции они растут и совершенствуются». Заметим, что если сейчас компании ведут борьбу друг с другом скидочным демпингом, то в прошлом году им, наоборот, удавалось за счет этого теснить конкурентов. Тогда на фоне девальвации рубля и вынужденного роста цен на рынке стоимость Kia и Hyundai росла меньше всего. По итогам года Kia нарастила долю на рынке на 2,8 п. п., до 11,2%, Hyundai — на 2,6 п. п., до 10,2%.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечает, что корейские бренды на российском рынке всегда «разводили» таким образом, что Rio — модель более дорогая и продвинутая с точки зрения опций, чем Solaris. Кроме того, компании и позиционируют себя по-разному — Kia как спортивный и молодежный бренд, Hyundai — семейный. Но он замечает, что на фоне кризиса у компаний вряд ли произойдет значительный перекос с точки зрения выручки.