Велика Россия, а выдвигать некого
«Единая Россия» готова взять на выборы в Госдуму уже 17 региональных лидеров
«Единая Россия» увеличивает число глав регионов, которых намерена пригласить в свой список на выборах в Госдуму. Несколько месяцев назад представители партии заявляли о том, что в списках не будет так называемых «паровозов», за исключением отдельных наиболее харизматичных губернаторов. Теперь речь идет о том, что региональные списки «Единой России» возглавят около 17 губернаторов. В партии поясняют, что среди них руководители крупных регионов — Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, а также губернаторы, пользующиеся известностью за пределами своих субъектов. Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что губернаторов беспокоит их статус, а к съезду «Единой России» список «паровозов» может расшириться.
Как сообщил “Ъ” собеседник в руководстве «Единой России», региональные группы партии на выборах в Госдуму возглавят около 17 губернаторов. Ранее в партии говорили о том, что «Единая Россия» пойдет на выборы без «паровозов», однако будут сделаны отдельные исключения для харизматичных губернаторов (см. “Ъ” от 13 августа 2015 года). Всем остальным главам регионов, где в сентябре пройдут выборы законодательных собраний (38 регионов), было рекомендовано возглавить списки партии на уровне субъектов. Губернаторов не допустили и до участия в партийных праймериз, чтобы процедура не превратилась в референдум о доверии к ним.
На выборах 2007 года — самых удачных для «Единой России» — списки партии возглавляли 55 региональных руководителя. В 2011 году их число снизилось до 39, но тогда часть региональных списков возглавили члены правительства Владимира Путина и глава администрации президента (АП) Сергей Нарышкин. Увеличение числа губернаторов во главе списков — возвращение к былым предвыборным традициям партии власти, оно свидетельствует о некоторой корректировке избирательной стратегии «Единой России».
Дополнительный призыв губернаторов в списки “Ъ” подтвердил заместитель главы федерального оргкомитета партии Виктор Кидяев. По его словам, итоговое решение примет съезд партии в июне, но уже выработаны критерии, в соответствии с которыми будет приниматься решение о приглашении губернаторов в список. По его словам, прежде всего это главы наиболее крупных регионов — Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья. Кроме того, это рейтинговые губернаторы, которые известны за пределами своих регионов,— например, кемеровский и воронежский губернаторы Аман Тулеев и Алексей Гордеев, главы Тюменской и Белгородской областей Владимир Якушев и Евгений Савченко. По сведениям “Ъ”, им могут быть доверены региональные списки, объединяющие сразу несколько территорий.
Особняком, по словам господина Кидяева, стоят северокавказские регионы. «У них между собой отношения, которые сопряжены с национальной спецификой, им трудно объединяться друг с другом»,— пояснил он, но не стал конкретизировать, о ком идет речь. По сведениям “Ъ”, в партии обсуждают включение в списки глав Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Также региональные группы имеют шансы возглавить главы Татарстана и Башкирии Рустам Минниханов и Рустэм Хамитов, ростовский губернатор Василий Голубев, глава Крыма Сергей Аксенов. Список партии на думских выборах может быть разбит на 35–40 региональных групп.
Руководитель пресс-службы ростовского губернатора Ирина Четвертакова комментировать информацию не стала, заявив, что пресс-служба освещает деятельность господина Голубева на посту губернатора, а не в партии.
В иных регионах о предвыборных перспективах губернаторов узнали от “Ъ”. По словам источника “Ъ” в белгородской администрации, им «подобные сигналы пока не поступали». Воронежские и белгородские единороссы с осени прошлого года рассматривали возможность объединения субъектов в одну региональную группу, но с «паровозами» такая схема невозможна, говорит собеседник “Ъ”: «Кто круче — Савченко или Гордеев? Если их вынудят идти на выборы, то явно в отдельных группах». Алексей Гордеев, по словам источников “Ъ” в воронежской обладминистрации, во вторник обсуждал думские выборы с первым заместителем главы АП Вячеславом Володиным.
При этом воронежские единороссы не смогли объяснить, почему списку партии нужен «паровоз». Они напомнили, что осенью 2015 года «Единая Россия» набрала на выборах в облдуму 74,39% голосов, небывало много для региона, и получила 51 из 56 мандатов в заксобрании.
В петербургском отделении ЕР также не знают о намерениях Георгия Полтавченко возглавить региональную группу. Источник, близкий к руководству отделения, сказал “Ъ”, что иметь во главе списка «сильного губернатора, который доказал свою состоятельность на выборах» было бы «неплохо». Губернатор не выдвигался на праймериз, но, как пояснил “Ъ” депутат Госдумы от ЕР Андрей Исаев (курирует отбор кандидатов в Петербурге), это не единственный способ попасть в список кандидатов. По его словам, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев на съезде вправе выдвинуть кандидатов самостоятельно, а съезд своим решением может включить их в список.
Собеседник в администрации главы Башкирии подтвердил “Ъ”, что вариант выдвижения господина Хамитова по списку ЕР «рассматривается». В региональном исполкоме «Единой России» о такой перспективе не знают, но «будут только рады», если глава Башкирии возглавит список. Политолог Аббас Галлямов, курировавший проведение выборов в администрации Рустэма Хамитова до 2014 года, полагает, что в Кремле могли принять такое решение, так как в регионе не нашлось сопоставимых по авторитету лидеров общественного мнения. «И это традиция для республики, когда руководитель административной вертикали возглавляет список. Так было и при Муртазе Рахимове»,— добавил он.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов не удивлен, что список губернаторов расширился. «Для губернаторов повести список — это вопрос статуса. Поэтому я полагаю, что соображения здесь прежде всего не электоральные, а элитные. Региональных лидеров беспокоит, кто из них первого, а кто второго сорта. Так что к съезду, возможно, число желающих на включение в список возрастет»,— полагает он.