Медитативная простота
Екатерина Истомина о часовой коллекции La D de Dior Satine
Линейка La D de Dior была создана артистическим директором ювелирного и (отчасти) часового направления Виктуар де Кастельян в 2003 году. В тот момент художница была увлечена французской королевской "темой династии Бурбонов", а также иными видами именно добуржуазного декоративно-прикладного искусства. И вдруг — на фоне оригинально создаваемых, роскошных, тщательно вылепленных, оснащенных огромными, блистательными и уникальными камнями украшений — возникает часовая коллекция, модели которой по своей сути склонны скорее к подлинному, реальному минимализму. La D de Dior — это идеально круглый корпус, простой циферблат, очень простой ремешок. Однако именно линейку La D de Dior сама Виктуар де Кастельян сделала выражением собственной часовой философии — хотя, если говорить честно, часами она по-настоящему не слишком увлекается. Все же ее стихия — это необыкновенные, поразительные драгоценности. Но тем не менее, всегда чрезвычайно любопытно, как Виктуар де Кастельян вновь и вновь принимается за трудное, неблагодарное освоение часового поля, требующего собственных отчетливых правил.
La D de Dior — это часы, которые претендуют, во-первых, на роль выдающегося костюмного аксессуара. И это не простая бытовая бижутерия, а замечательные часы, рожденные в творческих мастерских великого французского модного дома, флагмана европейской культуры и галльского вкуса. И вот появляется модель — казалось бы, проще некуда. Идеально круглый, простой циферблат, очень простой ремешок. Но именно в этой видимой, акцентированной простоте кроется секрет величайшего прикладного, а не умозрительного ремесла. Рискнем здесь напомнить, что для дома Dior в его fashion-идеологии необычайно важна как раз подчеркнуто тщательно разработанная пропорция — это и талия, и видимость груди, и размер корпуса (и часового в том числе), и ширина черного сатинового ремешка или же драгоценного браслета. Все представляемые на подиуме или часовом вернисаже формы в случае с маркой Dior обязаны выглядеть геометрически безупречными. Если не сказать больше: пусть эти пропорции они выглядят хладнокровными, безучастными, бескровными в какой-то мере — но это все равно идеальные пропорции.
Как бы то ни было, Виктуар де Кастельян никогда не собиралась забрасывать, "задвигать" свои часы на второй план: все 14 лет существования коллекции La D de Dior активно развивалась. В конце 2000-х годов появилась миниатюрная версия — La Mini D de Dior, очень маленькие драгоценные круглые часы для коктейля, которые положили невероятную нынешнюю моду на крохотный размер корпуса. И наконец, часы La D de Dior (как и их миниатюрные версии) оказались, как мы уже заметили выше, полем для художественных, творческих экспериментов. Именно в этих часах впервые за 40 лет на циферблатах появились полудрагоценные и поделочные камни — столь любимый самой Виктуар де Кастельян австралийский опал, цветной перламутр, а также бирюза, тигровый глаз, яшма, малахит. Эта экзотика лишь выглядела рискованной и хаотичной: всегда, в любой момент, в любой год или же сезон, часы La D de Dior или La Mini D de Dior были идеальным, состоявшимся продуктом.
В этом году в рамках Базельской выставки часов и ювелирных украшений на стенде Dior была представлена очередная серия именитой коллекции — La D de Dior Satine. В часах новой линейки (представлены два размера корпуса — и в серии D, и в секции La Mini D) важна монохромность, медитативный визуальный баланс, спокойная и явственная монолитность материала корпуса и материала браслета. ВиктуарЪ-де Кастельян сделала акцент на драгоценном браслете, который выполнен в технике миланского плетения, необыкновенно модном сегодня фасоне. La D de Dior Satine — часы, которые, конечно же, не являются великими с точки зрения часовой механики (в них установлен кварцевый механизм), но они привлекают совсем другим: в них есть стиль Диор — тонкий, неуловимый, яркий, бесценный.