Концерт «Моцарт и Сальери»

260-летие Вольфганга-Амадея Моцарта

22 апреля 2016 года в знаменитом Брюлловском зале Государственного Русского музея, где выставлен всемирно известный «Последний день Помпеи», Международный музыкальный фонд «Дворцы Санкт-Петербурга» и его руководитель Мария Сафарьянц приглашают меломанов отпраздновать
260-летие великого Вольфганга-Амадея Моцарта.

Алиса Садикова

В концерте принимают участие Моника МОРОНИ (флейта, Италия), Мария САФАРЬЯНЦ (скрипка), Сергей СЛОВАЧЕВСКИЙ (виолончель), Алексей ГОЛОВИН (гобой). Аккомпанировать виртуозам будет Международный симфонический оркестр «Таврический» под управлением австрийского дирижера Гюнтера НОЙХОЛЬДА.

В программе — премьерное представление концерта для скрипки, гобоя и виолончели с оркестром и Венецианской симфонии ре-мажор Антонио САЛЬЕРИ, а также концерт для флейты и арфы с оркестром, концерт для флейты с оркестром соль-мажор, симфония № 29 ля-мажор его вечного музыкального оппонента Вольфганга Амадея МОЦАРТА.

Творческая биография Моцарта и драматическая история его жизни и смерти, не раз воспетые в произведениях искусства, широко известны. Жизненный же путь его соперника Сальери менее знаком широкой публике, хотя истории создания его произведений тоже заслуживают внимания.

Сальери сделал феноменально успешную карьеру, где было все — от громовых рукоплесканий до полного иконостаса престижных европейских орденов. Успехи 33-летнего Сальери затмили Моцарта, чьи прославленные теперь произведения — «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебную флейту» — современники не понимали, а поздние критики называли значительно опередившими время. Это определяло и материальное положение Моцарта. Оставив место органиста в Зальцбурге, он для обеспечения своей семьи до самых последних лет своей жизни вынужден был давать частные уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой.

Сальери пережил своего соперника на долгие 34 года и умер в достатке, славе и уважении в возрасте 75 лет, тогда как жизнь Моцарта оборвалась в 35 лет в нужде и безвестности. Но в мировой истории музыки гением называют именно Моцарта, тогда как Сальери широкая публика знает главным образом по романтическому и драматическому сюжету Пушкина, который, как уже не раз доказывали историки, является всего лишь вымыслом. Кроме того, состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.

И вот эти два композитора вновь столкнутся в посмертной музыкальной дуэли. 22 апреля в рамках концерта, посвященного юбилею Моцарта, прозвучит одно из самых сложных произведений Сальери — тройной концерт для скрипки, гобоя и виолончели с оркестром. Все обращения Антонио Сальери к жанру инструментального концерта датированы 1770-ми годами, когда молодой маэстро еще не обрел устойчивой славы оперного композитора. Самый ранний концерт был написан Сальери в 1770 году — об этом свидетельствует дата, проставленная на сохранившемся манускрипте. Антонио Сальери тогда было всего девятнадцать лет.

Это удивительная, очень изящная музыка конца XVIII века создана для исполнения под дворцовыми сводами, она наполнена воздухом, светом, мажорными интонациями и праздничным духом. А прекрасный Михайловский дворец, построенный в Петербурге примерно полвека спустя после написания венским композитором своего концерта, как будто аккомпанирует автору и исполнителям.

При хозяине дворца, великом князе Михаиле Павловиче, сыне императора Павла Первого, в Михайловском дворце велась бурная жизнь, часто проходили великосветские балы. Супруга великого князя, великая княгиня Елена Павловна была хозяйкой знаменитого салона в Михайловском дворце, который посещали самые выдающиеся люди того времени. Кстати, Елена Павловна встречалась во дворце с Пушкиным, который воспел историю Моцарта и Сальери в «Маленьких трагедиях», у нее бывали Тютчев, Жуковский. Великая княгиня помогала художникам Александру Иванову, Карлу Брюллову, Ивану Айвазовскому, чьи произведения теперь экспонируются в залах расположенного в Михайловском дворце Русского музея. Кстати, именно здесь при помощи Елены Павловны Антон Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а затем и Консерваторию — первую в России.

Помимо потрясающего музыкального содержания, гостей вечера 22 апреля ждет приятное угощение для создания праздничного настроения. Концерт проводится при поддержке Генерального консульства Австрии в Санкт-Петербурге. Начало в 19:00. Вход на концерт через парадный подъезд дворца.

Вся лента