Время и стекло
Или традиции оптимизма
Можно с уверенностью сказать, что вместе с пивом и хоккеем в десятку предметов и понятий, с которыми у нас ассоциируется Чехия, обязательно войдет чешское стекло и автомобили марки Skoda. Представители компании из Млады-Болеслава, кстати, постоянно подчеркивают, что граненые кузова и хрустальные фары их машин - отражение чешских стекольных традиций. А принципы ведения хозяйства наследуют принципам старых мануфактур из этих же краев.
В апреле этого года случилась круглая дата: четверть века назад Volkswagen приобрел 31% акций Skoda. В этой интернациональной семье чешское предприятие чувствует себя довольно уверенно и совсем не выглядит бедной родственницей. В начале 1990-х Skoda выпускала только одну модель, а теперь расширила гамму до семи - от сверхкомпактной Citigo до солидного Superb - и вскоре добавит к ним еще и кроссовер среднего класса.
История Skoda - непростая, но какая-то очень оптимистичная. Как и сама Чехия, которая своими нарядными городками и уютными пейзажами оставляет ощущение повседневного праздника. Что не помешало этой стране создать мощную промышленность, причем самую разнообразную. Рожденные в СССР могут помнить обувь марки "Цебо" - в теории должно быть "Чебо", то есть "Ческе боты", но галочка над "С" потерялась - продукцию национализированных обувных фабрик ныне всемирно известного концерна Bata. Трамваи Tatra до сих пор работают на линиях во многих бывших соцстранах. Одной из причин интереса фюрера к Чехословакии был не только судетский вопрос, но и развитое машиностроение: страна была одним из европейских лидеров в производстве транспорта и вооружений. При этом с металлургическими заводами и предприятиями по выпуску локомотивов, автомобилей, пушек и танков, а позже - тепловозов и атомных реакторов уживается почти ручное производство знаменитого чешского стекла.
Самая старая стеклодувная мануфактура Чехии в местечке Новый Свет рядом с городом Гаррахов работает уже более 300 лет, она старше, чем знаменитый французский завод Baccarat. И возможно, является старейшим из ныне существующих стекольных производств в Европе. В Чехии вообще очень сильны традиции, и одна из них - стремление хорошо работать, несмотря ни на что. Именно в этом и есть секрет успеха Skoda.
По буквам латинского алфавита
Правда, в отличие от стеклодувов в Гаррахове, которые до сих пор делают все вручную, на Skoda предпочитают современные технологии. Конечно, приятно пользоваться продуктами ручного труда, но если бы автомобилестроители придерживались этих традиций, то машину пришлось бы ждать несколько месяцев и заплатить за нее стоимость нескольких квартир.
Именно так дело обстояло с первыми автомобилями, которые изготовил концерн Skoda, - это были шикарные французские модели Hispano-Suiza H6B, стоимость одного только шасси с двигателем составляла 140 000 крон. На эти деньги тогда можно было купить пару небольших домов. И еще столько же стоил кузов. Всего было выпущено сто лицензионных Hispano-Suiza, и это была единственная модель, которую Skoda выпускала по лицензии. Собственно, к "настоящему" автомобильному производству Skoda, чье 120-летие компания отпраздновала в прошлом году, эта история почти не имеет отношения. Дело в том, что лицензию концерн Skoda приобрел в 1924 году, а в 1925-м в его состав вошла автомобильная компания Laurin & Klement, основанная в 1895-м в Млада-Болеславе, и нынешняя Skoda Auto является наследником и преемником традиций компании Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента. В память о первых тридцати годах истории Skoda топовые версии ее моделей носят обозначение Laurin & Klement.
Лаурин и Клемент начали в 1895 году с производства велосипедов. В 1899 году сделали свой первый мотоцикл, а в 1905-м - автомобиль под не очень оригинальным, но информативным названием Voiturette A. C французского можно перевести как "легковушка А". Успех не заставил себя ждать, причем машины пользовались спросом не только в Австро-Венгрии, частью которой тогда была Чехия, но и за рубежом. В том числе и в России, куда уходило до трети продукции. Laurin & Klement стала крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгерской империи и выпускала не только легковые модели, которые без затей именовала по буквам латинского алфавита, но и гоночные. К концу Первой мировой войны начался выпуск грузовиков. А вот после разделения Австро-Венгрии появились проблемы: на территории Чехии осталось более двух третей промышленности бывшей империи, конкуренция была очень сильной, да тут еще пожар в 1924 году, который уничтожил значительную часть оборудования... В итоге в 1925 году компания стала частью концерна Skoda.
Не стоит жалеть
Пожары случались и в истории стекловарни в Гаррахове. Трижды предприятие серьезно страдало от огня, но каждый раз восстанавливалось. Правда, в отличие от Skoda, последний пожар на стекловарне случился уже после перехода к новым хозяевам, в 1946 году. Именно то, что предприятие было национализировано, и спасло его от закрытия - огонь уничтожил производственный цех и административные помещения, включая архив. По просьбе рабочих сам Клемент Готвальд отдал указание начать строительство нового производства.
А прежнего хозяина не стоит жалеть: он пробыл владельцем чуть больше двух лет и выкупил предприятие у графа Гарраха за 300 000 рейхсмарок, в несколько раз дешевле реальной стоимости. Будучи директором фабрики, он воспользовался своими связями в администрации протектората Богемия и Моравия, как с 1938 года называлась оккупированная Германией Чехия. Стекловарню миновала участь других предприятий протектората, которые были вынуждены выпускать военную продукцию, - производили здесь роскошную посуду и декоративное стекло, хотя был готов проект по изготовлению призм для танковых прицелов и стеклянных деталей для мин.
На государственной службе
Skoda в 1945 году также была национализирована и довольно быстро приступила к выпуску автомобилей, хотя в конце войны завод в Млада-Болеславе был почти полностью разрушен бомбардировками союзников. Первой послевоенной продукцией стала небольшая Skoda 1101, представлявшая собой модернизированную довоенную модель. Также было выпущено 62 роскошных Superb - тоже довоенной разработки. Эти машины отправились на государственную службу.
Наследником Superb стала модель VOS - сокращение чешских слов, означающих "Государственный спецавтомобиль", - с 5,2-литровым двигателем, бронированным кузовом и уникальным для тех времен оборудованием - кондиционером! Тут ЧССР обошла даже "старшего брата" - в Советском Союзе кондиционер появился на правительственных ЗИЛах лишь через девять лет. Впрочем, объем выпуска VOS сопоставим с производством ЗИЛов: за три года было сделано всего 107 машин.
"Железный занавес" при всех его недостатках стал одним из стимулов для развития автомобильной промышленности в социалистическом блоке. Но если румынская Dacia, югославская Zastava, польские Fiat и советская Lada появились при участии производителей из лагеря идеологического противника, то Skoda развивалась полностью самостоятельно. И при этом всегда была готова к нестандартным решениям. Например, универсал Skoda 1202 имел не пять, как обычно, а четыре двери: одну слева, две справа и дверь багажника сзади.
В 1964 году началось производство Skoda 1000 MB. Это была первая Skoda с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой. Модель оказалась настолько удачной, что заднее расположение двигателя стало фирменным решением марки на следующие 25 лет. Учитывая, что другая чешская марка, Tatra, по традиции использовала только такую компоновку еще с довоенного периода, заднее расположение двигателя стало национальной особенностью чешских легковых автомобилей. Надежные и недорогие Skoda пользовались популярностью и за рубежом, так что марка обрела известность во всей Европе. Проникновение на высококонкурентные западные рынки помогло существованию в гамме Skoda совершенно несоциалистических моделей с открытым кузовом или купе-хардтоп без центральной стойки.
Осталась река
Любовь и вкус к хорошей жизни способствовали и процветанию стекольных заводов - изысканные бокалы и вазы ручной работы, конечно, роскошь, но куда более доступная, чем автомобиль. Правда, завод графов Гаррахов был включен в структуру крупных госпредприятий и не использовал свой собственный бренд, так что, в отличие от Skoda, это знаменитое некогда имя постепенно стали забывать.
Хотя развитие не прекратилось. Когда-то стекловарни ставили в горах ради близости к месторождениям кварцевого песка, свинца и, главное, по причине наличия вокруг лесов, которые служили источником топлива. С 1952 года в Гаррахове отказались от производства хрусталя с добавкой свинца, сосредоточившись на высококачественном богемском стекле с добавками натрия и калия. К 1971 году стекловарня перешла на использование природного газа вместо генерации газа из дров. Одним из немногих традиционных источников энергии осталась река - от погруженного в нее колеса приводились абразивные диски, которые используются для нанесения на стекло резьбы. Но и их теперь вращает электропривод.
В 1993 году стекловарня сменила владельца в третий раз - его выкупил у государства Франтишек Новосад, и теперь компания называется Novosad a syn. Чтобы увеличить доходы, новый хозяин превратил свою фабрику в туристическую достопримечательность - добавил пивоварню и отель с пивным спа. А в музее при предприятии можно познакомиться не только с историей стекловарения, но и увидеть горные лыжи разных лет: Гаррахов и близлежащие городки - традиционный лыжный курорт, они расположены на склонах массива Крконоше, части Судетских гор. По словам местных жителей, здесь немало туристов не только из Чехии и Польши, но и из Австрии: их привлекает не только возможность попробовать горы, на которых они еще не бывали, но и сравнительная дешевизна отдыха в Чехии по сравнению с родными для них Альпами.
На горных дорогах
Skoda тоже модернизируется и стремится расширить свое предложение. Правда, теперь чешские автомобили, в отличие от моделей 80-х годов, привлекают не простотой и доступностью: новая Octavia, например, заметно выросла в размерах и теперь стала одним из самых крупных и просторных представителей класса С. А Superb хоть формально и считается моделью класса D, по размерам вполне сопоставим с автомобилями классом выше.
В ближайшее время Skoda обещает поразить нас снова, и опять своим движением вверх по "классовой" лестнице: на автосалоне в Женеве в этом году был показан кроссовер VisionS. Это скорее прототип серийной модели, чем концепт, производство должно начаться во второй половине этого года. С этим автомобилем чешский производитель выходит в новый для себя класс: длина - 4,7 и ширина 1,9 м, три ряда сидений, совокупная мощность силового агрегата 225 л. с. - никакой скромности, сплошная забота о комфорте и даже где-то престиже. И пожалуй, именно в этом автомобиле новый стиль дизайна с острыми гранями стал особенно гармоничным. В таком масштабе он как раз сочетает нужную долю - нет, не агрессивности, но уверенности - с утонченностью и динамикой. Силовой агрегат гибридный, с возможностью подзарядки. Skoda не собирается пренебрегать современными трендами. Электромоторов здесь два: один работает вместе с бензиновым двигателем 1,4 л/156 л. с. впереди, а второй, мощностью 85 кВт, приводит заднюю ось.
Уверен, что на горных дорогах, ведущих к Гаррахову, этот автомобиль обеспечит водителю максимальное удовольствие.