«Борьба с коррупцией в принципе напоминает притчу об английском газоне»
Точка зрения Андрея Галиева
«Гражданская платформа» предлагает создать в России независимый антикоррупционный орган. При этом он не должен быть подотчетным ни одной ветви власти. Об этом заявил глава Федерального политического комитета партии Рифат Шайхутдинов. Этот орган должен вести постоянный мониторинг доходов и расходов чиновников и их близких. Российское государство ведет борьбу с коррупцией, однако не очень эффективно, считает независимый журналист Андрей Галиев.
Разговоры чиновников о борьбе с коррупцией вызывают стойкое ощущение «пчелы против меда» у большей части населения России. Свежее исследования «Левада-центра» показало: три четверти опрошенных уверены в коррумпированности органов власти либо «сверху донизу», либо «в значительной степени». И почти столько же — 71% — считают, что взяточничество в стране можно если не искоренить полностью, то существенно уменьшить.
Вопрос: каким именно образом сделать эту сказку былью? Мировая практика знает разные, в том числе достаточно радикальные подходы. От равноудаления коррупционеров в тюрьму, что сработало в Сингапуре. До их публичных казней, которые пока не слишком эффективны в Китае.
Предположим на минуту, что ни то, ни другое нам не подходит. Я вижу единственную альтернативу: это методичная, нудная, совместная работа государства и общества по повышению уровня нетерпимости к коррупции. А для ее налаживания нужно, чтобы высокие договаривающиеся стороны слышали и понимали друг друга. И здесь есть некоторые обнадеживающие новости.
Президентским указом утвержден Национальный план противодействия коррупции на текущий и следующий годы. На этот раз в нем учтены многие предложения общественности, по крайней мере, той ее части, которая формирует экспертный совет при правительстве.
В план вошли меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов в чиновничьей среде. Воспринято предложение экспертов об обязательном антикоррупционном обучении для руководителей госорганов. Предстоит совместная работа чиновников и предпринимателей над реализацией Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Запланировано возвращение из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате коррупционных преступлений… Учтено многое, но далеко не все.
В частности, пока не ясно, как будет вводиться персональная ответственность чиновников за неисполнение планов противодействия коррупции. За бортом осталось предложение о юридическом закреплении понятий «совместный финансовый интерес» и «фактический выгодополучатель». И так далее. Но ведь борьба с коррупцией в принципе напоминает притчу об английском газоне: стричь и поливать, и так двести лет. Ну или сколько там нам понадобится, чтобы перестать вымогать и давать взятки. Хотя бы за сокрытие нарушений правил дорожного движения.