Спортсмены-бренды

Кто и как зарабатывает на собственном имени

Двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Исинбаева». Многие представители мира спорта давно монетизировали свою популярность. «Ъ» собрал примеры наиболее успешных коммерческих проектов.

8 апреля стало известно, что двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Исинбаева». К регистрации заявлено комбинированное обозначение, которое включает в себя слово «Исинбаева» на кириллице и изобразительный элемент — «наклонная линия, являющаяся продолжением буквы А и символизирующая шест».

Заявка предполагает регистрацию слова «Исинбаева» по 15 классам Международной классификации товаров и услуг, в том числе классу №3 (парфюмерно-косметические товары), №14 (ювелирные изделия, бижутерия и часы), №25 (одежда, обувь, головные уборы), а также №32 (безалкогольные напитки, а также пиво).

На чем зарабатывают зарубежные спортсмены

Французский теннисист, десятикратный победитель турниров серии Большого шлема Рене Лакост в 1933 году после своего ухода из большого спорта создал фабрику по производству одежды. Этот случай использования спортсменом своего имени в качестве бренда стал одним из самых коммерчески успешных за всю историю. Символом компании Lacoste стало прозвище теннисиста, которого называли Аллигатором за агрессивную и цепкую манеру игры.

Шведский теннисист, одиннадцатикратный победитель турниров Большого шлема Бьорн Борг совместно с компанией World Brand Management выпускает мужскую и женскую одежду под брендом Bjorn Borg. Основной линией является нижнее белье, но также производятся обувь и аксессуары. В 2001 году была выпущена ограниченная коллекция «Бьорн любит Джона», которую вместе с Боргом разработал теннисист Джон Макинрой. Марка Bjorn Borg представлена в 30 странах, большинство магазинов находятся в Швеции и Нидерландах.

Футболист Дэвид Бекхем выпускает мужской и женский парфюм под маркой David Beckham Instinct. В 2012 году футболист подписал контракт с шведским производителем одежды H&M. В том же году была запущена коллекция одежды под именем футболиста — David Beckham Bodywear. Помимо линии нижнего белья в H&M под именем футболиста выходили коллекции пляжной и спортивной одежды, а также одежды для детей. Дэвид Бекхем продолжает сотрудничество с компанией. В 2015 году Дэвид Бекхэм заработал $65 млн.

Форвард мадридского «Реала» Криштиану Роналду зарегистрировал собственную торговую марку CR7, которая выпускает одежду, обувь и нижнее белье. В феврале 2015 года футболист чуть не испортил отношения с компанией Nike из-за желания выйти на рынок спортивной обуви, которую приезжал рекламировать и в Россию. Компании идея не понравилась, и она даже угрожала разорвать контракт, по которому португалец получает €7 млн в год.

21-кратная победительница турниров Большого шлема теннисистка Серена Уильямс основала бренд женской одежды под названием Aneres (написанное наоборот имя Серена). Теннисистка принимала участие в дизайнерской работе над коллекциями, а также рекламировала их в качестве модели. В 2009 году спортсменка запустила коллекцию одежды, сумок и ювелирных украшений под названием Signature Statement. В 2014-м теннисистка представила одежду бренда на Неделе моды в Нью-Йорке. Общий доход теннисистки в 2015 году составил $24,6 млн.

Ее старшая сестра Винус Уильямс, семь раз побеждавшая на турнирах Большого шлема, выпускает одежду под брендом EleVen.

18-кратный олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс вместе с производителем снаряжения для водных видов спорта выпускает спортивные костюмы для плавания под авторским брендом MP (латинские инициалы имени спортсмена) по цене $300 за мужской и $450 за женский.

Компания Nike в 1985 году выпустила серию кроссовок под брендом Air Jordan совместно с игроком НБА Майклом Джорданом. Кроссовки выпускаются до сих пор. Под брендом производится также одежда, обувь для боксеров, борцов и игроков в американский футбол. Доходы от продажи товаров под брендом Jordan оцениваются в $1 млрд в год.

На чем зарабатывают российские спортсмены

Пятикратная победительница турниров серии Большого шлема теннисистка Мария Шарапова зарегистрировала на себя бренд Sugarpova, под которым выпускает жевательные конфеты премиум-класса. Презентация бренда, в который теннисистка инвестировала $500 тыс., состоялась в августе 2012 года в Нью-Йорке, в апреле следующего года продажи были запущены в России. За первые полгода было продано более 1,5 млн упаковок конфет средней стоимостью $6. В 2015 году было реализовано более 5 млн упаковок. В планах спортсменки запустить продажи шоколада.

В 2011 году подала заявку на регистрацию своего имени в качестве бренда гимнастка Алина Кабаева. Всего на спортсменку зарегистрировано около 10 товарных знаков, включая разные варианты написания ее имени и фамилии, а также товарные знаки «Гимнастка Алина», «Спортсменка Алина». Спортсменка также подавала заявку на регистрацию бренда «Кукла Алина», под которым планировалось выпустить около 500 подарочных кукол. В качестве товарного знака зарегистрирована была также ее фотография.

Хоккеист и праправнук знаменитого российского часовщика Павел Буре зарегистрировал бренд «Павел Буре — Русская Ракета». Выпуском новых моделей часов занялся специально созданный для этого «Торговый дом по возрождению традиций часовщика Павла Карловича Буре». В 2005 году в честь 190-летней годовщины марки были представлены первые после перезапуска проекта часы.

Двукратный олимпийский чемпион хоккеист Игорь Ларионов основал бренд IL Triple Overtime («Игорь Ларионов Тройной Овертайм»), под которым производится несколько сортов американских и австралийских вин, названных также хоккейными терминами. Название бренда — отсылка к знаменитому голу хоккеиста, забитому в третьем периоде овертайма финала Кубка Стэнли 2002 года.

Михаил Малаев, Ольга Дорохина, Ольга Калинина, Дмитрий Шелковников

Вся лента