Научиться бескорыстному капитализму
Социальное предпринимательство иногда возникает от безысходности, часто — от необходимости решить наболевшую проблему и почти всегда — от желания принести пользу обществу. Нужда в специальных знаниях приходит уже в процессе работы. Теперь их можно получить
Развитие по собственной траектории
Наталия Зверева, директор фонда "Наше будущее", инициатор образовательных программ по социальному предпринимательству
— Образовательные программы — ваша книга, проект "Школа социального предпринимательства", учебные программы в дюжине вузов — серьезное достижение за недолгий срок работы фонда. Как используется практика фонда в этих программах? Можно ли говорить о специфически российском социальном предпринимательстве или годятся и западные кейсы?
— Все программы, которые мы разрабатываем, основаны в первую очередь на опыте фонда, на практике реализации конкретных кейсов и программ. Это касается как больших проектов, масштабных образовательных курсов, так и таких краткосрочных программ, как, скажем, вебинары "Лаборатории социального предпринимательства". За два года работы "Лабораторией" было прочитано более 50 вебинаров, большинство которых основано на опыте предпринимателей, в разные годы поддержанных фондом.
Если говорить о специфике, то, конечно, в российском социальном предпринимательстве она есть. Специфика, которая обусловлена в первую очередь масштабом нашей страны, существенными различиями между отдельными регионами и связанным с ними разнообразием социальных проблем. При этом "страновые особенности" присутствуют в нашем социальном бизнесе в той же мере, в которой они есть у социального бизнеса любой другой страны.
Вообще, социальное предпринимательство — это в первую очередь локальная история, направленная на решение конкретных проблем конкретного сообщества — в каждой стране, в каждом регионе есть свои особенности развития. Кроме того, европейские социальные предприниматели часто решают проблемы беднейших стран мира, запуская проекты, нацеленные на обеспечение элементарными благами цивилизации людей, живущих в Африке или Юго-Восточной Азии. В Великобритании много социальных предприятий, работающих фактически по "госзаказу": они реализуют на аутсорсинге программы реабилитации заключенных, помощи бездомным, являющиеся частью государственной социальной политики. Одновременно существуют и такие социальные предприятия, которые завоевали уже десятки стран, как, например, "Диалог в темноте" немецкого социального предпринимателя Андреаса Хайнеке. Проект успешно работает и в России. Какие-то западные кейсы к нам применимы, какие-то — нет, но в целом мы, конечно, развиваемся по собственной траектории. Наша задача — взяв лучшее из зарубежного опыта, выработать свой, уникальный путь.
Преподаватели - об обучении социальному предпринимательству
Лев Якобсон, первый проректор Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, профессор факультета экономических наук, департамент прикладной экономики:
— Социальное предпринимательство — феномен, убедительно доказывающий, что сегодняшний предприниматель отнюдь не всегда похож на homo economicus из учебника прошлого века. Жизнь демонстрирует, что экономические мотивы предпринимательской деятельности способны вполне органично сочетаться со стремлением приносить пользу обществу и самореализовываться в сферах, подчас не обеспечивающих максимальную доходность, зато отвечающих разнообразным личным склонностям.
Разумеется, во все времена предприниматели не были чужды филантропии. Однако внимание ей уделялось, так сказать, в нерабочее время. Выход непосредственно в бизнесе за пределы прозаической озабоченности прибылью — явление относительно новое. Радует, что в России оно приживается уже на довольно ранней стадии становления предпринимательства, которое происходит после долгого перерыва.
Уверен, что по мере улучшения бизнес-климата, с одной стороны, и взросления молодого поколения предпринимателей — с другой, социальное предпринимательство будет становиться все более распространенным. В этом отношении несомненно полезна деятельность фонда "Наше будущее", поддерживающего ростки социального предпринимательства и распространяющего знания о нем.
Игорь Кузнецов, заместитель декана факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова:
— Наш факультет занимается вопросами политологии и конфликтологии, у нас нет специального курса по социальному предпринимательству, но и я сам, и другие преподаватели освещают это направление деятельности, например, в курсах теории политики. Я рассказываю студентам о социальном предпринимательстве, в частности касаясь вопросов доктрин современной власти.
Студенты проявляют интерес к этой теме, особенно те, кто имеет личный опыт в этой области.
Я считаю, что не нужно сводить все к благотворительности, когда крупные компании просто выделяют часть своих ресурсов для помощи нуждающимся в ней. Социальное предпринимательство должно рассматриваться как самостоятельная сфера деятельности, которая дает другие возможности и вовлекает новые группы экономически активных людей.
В развитии этого направления нужно учитывать инициативу граждан, некоммерческого сектора, которые позволяют создавать необходимые товары и услуги, вовлекая в этот процесс социально неадаптированных людей, в частности с ограничениями здоровья, с ограниченной мобильностью. Это имеет колоссальный демонстрационный эффект, нематериальную мотивацию огромной силы, ведь эти люди нашли силы не только выбраться из сложной ситуации, но и создают что-то новое. Они все люди творческие, яркие.
Социальное предпринимательство в России и за рубежом, конечно, имеет различия, но я бы не сказал, что мотивация в корне разная. И там, и здесь цель — в первую очередь экономическая самореализация, создание прибыли. Но у нас более сложная среда: холодная, протяженная страна, где нужно более широко развивать это направление.
Социальный бизнес всегда начинается с малого, практически с нуля — трудно себе представить, что он вырастет в крупный, но, конечно, хочется надеяться.
Максим Румянцев, проректор по учебной работе Сибирского федерального университета:
— С сентября 2016 года в рамках реализации плана совместных с фондом "Наше будущее" мероприятий мы запускаем новый курс, посвященный социальному предпринимательству. Пока он будет адресован только магистрантам, обучающимся на направлении "менеджмент", но затем мы планируем расширить количество образовательных программ, включая бакалавриат, в том числе сделать отдельные элементы курса частью программ дополнительного профессионального образования для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Курс разрабатывается институтами, реализующими учебные программы по экономике и социальной работе. Мы уже определились с командой, которая будет работать над этим курсом, коллеги приступили к подготовке учебно-методических материалов. Фонд "Наше будущее" поделился свои наработками, а также содействует университету в создании уникальной электронной библиотеки книг и научных работ по социальному предпринимательству, аналога которой в России нет.
Также в наших планах есть организация конкурса научно-практических работ студентов, которые представят конкретные идеи по организации социального предпринимательства. Материалы по конкурсу находятся в завершающей стадии согласования.
Курс будет в первую очередь интересен тем студентам, которые нацелены на предпринимательскую деятельность. Социальное предпринимательство — это не просто обычный бизнес, оно ориентировано на людей с креативными способностями, с креативным подходом. Совместная работа с фондом "Наше будущее" позволит нашим студентам увидеть набор практических кейсов, которые дают возможность изучать социальное предпринимательство на примере успешно действующих предприятий.
Социальные предприниматели - о специальном образовании
Татьяна Константинова, директор благотворительного фонда "Со-единение":
— Внутри сектора есть обучающие программы, но очень многое я восприняла от своих товарищей, ну и на собственном опыте. Очень пригодился, безусловно, и опыт работы в бизнесе. Знаний у меня сейчас хватает, и я один из признанных экспертов в этой области. Но учиться все равно продолжаю. Есть инициатива "Про-НКО", обучающая программа для руководителей. Деньги на нее дало, если не ошибаюсь, Министерство экономического развития.
Максим Попов, генеральный директор компании Kenguru.Pro:
— У меня нет специального образования в области социального предпринимательства, но оно мне и не нужно. Образование дает не столько конкретные знания, сколько учит уметь их получать, учит дисциплине, пониманию государственного аппарата. А у меня два высших образования, которые мне помогают. Я знаю, какие должен изучить законы, понимаю, какие чиновники принимают решения или какие решения кому делегируют. Пока мне этого достаточно.
Алексей Травин, "Экопад", резчик типографии "Идея принт":
— Я не получал никакого образования в сфере социального предпринимательства и, наверное, что-то делаю не так — экспертам и специалистам виднее. А я просто живу в этом, и пока меня все вроде устраивает.
Роман Аранин, владелец ООО "Обсервер" и руководитель общественной организации инвалидов "Ковчег":
— С точки зрения понимания социальных проблем у меня есть 20 пунктов, которые ждут своего разрешения: трудоустройство, помощь с оформлением бумаг и проч. Тут у меня полное понимание. Не хватает знаний по экономике, маркетингу, технологии производства. Вот здесь знаний, полученных в летном институте, не хватает.
Наталья Петрова, учредитель сети детских развивающих центров "Сема" и частных детских садов "ВундерКинд" (г. Иваново):
— Я социолог по образованию, и это мне немного помогло. Но в процессе работы я двигалась наощупь, методом проб и ошибок. Лицензию в городе я получала первой и пробивала ее лбом, преодолевая все бюрократические препоны. Иду, например, на комбинат общественного питания, который по нормам СанПиН должен нас кормить, а меня посылают, причем самыми нецензурными словами. То же самое и с медицинским обслуживанием. И таких моментов было много, они и сейчас есть. Хотелось бы, конечно, поучиться, но сейчас у нас пять центров и детских садов, которые требуют постоянного внимания. Если получится совмещать, то с удовольствием получила бы дополнительные знания.
Юлия Скидан, руководитель проекта Golova:
— В моем случае главным вызовом или трудностью является ограниченность ресурсов — и не только материальных, если говорить конкретнее, необходимость экспертного мнения, специализированного обучения. Мне повезло, что год назад я попала в Impact Hub Moscow (площадка и сообщество для социальных предпринимателей), где прошла курс обучения GROW, который включал в себя бизнес-программу FastTrack, встречи с коучерами и экспертами из разных отраслей (маркетинг и дизайн, юриспруденция, стратегическое планирование и другие). Сейчас, уже после прохождения обучения, я остаюсь резидентом сообщества. Поддержка единомышленников помогает справляться с трудностями.
Марина Волкова, мануфактура "Душистыя радости", торговля мылом Г. И. Суранова:
— Для того чтобы работать правильно, я прошла в МГУ курс бизнес-планирования социального предприятия. Об этих курсах узнала после знакомства с фондом, узнала о программах, которые они проводят в МГУ. Мы же не бизнесмены: мы всю жизнь занимались дизайн-проектами. У нас нет экономического образования. И лекции, которые нам читали, были крайне необходимы.