Нет "АйТи" в своем отечестве
Разработчиков не принимают в реестр российского софта
Процедура импортозамещения программного обеспечения в госорганах, по которой экспертный совет при Минкомсвязи определяет, какой софт является отечественным, используется с целью конкурентной борьбы, утверждают в НП "Руссофт", объединяющем около сотни российских и зарубежных компаний. Пострадавшей уже может считаться компания "АйТи", несколько разработок которой не попали в госреестр отечественного софта якобы из-за иностранных ключевых компонентов. Однако в целом экспертный совет отклонил не более 20 заявок, приняв более 300.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо президента НП "Руссофт" Валентина Макарова директору департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрию Чернову "с предложениями по повышению качества и объективности экспертизы программных продуктов" для включения в реестр отечественного программного обеспечения (ПО). Согласно постановлению правительства, с 1 января 2016 года госорганы должны закупать ПО из этого реестра и лишь при отсутствии в нем необходимого софта могут приобрести иностранные продукты.
Валентин Макаров считает, что экспертному совету, принимающему решение о включении софта в реестр, "не всегда удается избежать разночтений, ошибок, конфликта интересов при вынесении решений". Например, заявки компаний зачастую передаются экспертам, работающим у конкурентов, которые также претендуют на включение в реестр. Это недопустимо, пишет он, поскольку "в данном случае отрицательное заключение эксперта есть, по сути, одна из форм конкурентной борьбы". Вторая проблема — это применение экспертами критериев, "не предусмотренных в постановлении правительства". Они, в частности, считают, что "продукты на основе свободного ПО должны иметь значительную доработку в России, а компоненты зарубежного производства в составе программного продукта не должны составлять его основной функционал". Президент "Руссофта" предлагает Минкомсвязи ввести процедуру проверки экспертов на наличие конфликта интересов с компаниями, подавшими заявки в реестр, а также доработать методику определения критериев отечественного софта.
Реестр по адресу reestr.minsvyaz.ru на 8 апреля включает 303 программных продукта. Минкомсвязь отклонила не более 20 заявок, сообщили в министерстве. Там напомнили, что в состав экспертного совета входят не только представители IT-компаний, но и специалисты от федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, ассоциаций российских разработчиков ПО. В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) не поступали жалобы на процедуру включения в реестр, говорит начальник управления регулирования связи и IT ФАС Елена Заева, которая входит в состав экспертного совета. "Такого рода заявления нужно подкреплять конкретными примерами и доказательствами. Если будут какие-то факты, мы их проверим",— отметила она.
Обращение "Руссофта" в Минкомсвязь вызвано отказом включить в реестр продукцию группы компаний "АйТи", утверждают несколько собеседников "Ъ" на IT-рынке. Председатель совета директоров "АйТи" и член правления "Руссофта" Тагир Яппаров сообщил "Ъ", что восемь программных продуктов "АйТи" были включены в реестр, а еще три — нет. "Например, наш софт WorksPad отказались включить в реестр, так как в нем используются компоненты иностранного производства, которые экспертный совет отнес к "ключевому функционалу" продукта. При этом в постановлении правительства подобных формулировок нет, а использование иностранных компонентов в разумном объеме допускается",— говорит господин Яппаров.
Причиной отказа во включении в реестр чаще всего служат непрозрачная акционерная структура компании, при которой неясны ее конечные бенефициары, а также тот факт, что программный продукт разработан на базе иностранного ПО и не может работать без него, поясняет исполнительный директор IT-кластера "Сколково" Игорь Богачев. У большинства продуктов в реестре уже имеются прямые конкуренты, поэтому обвинения в конфликте интересов голословны, замечает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов Евгения Василенко. По ее мнению, "сейчас возникают попытки формального обхода критериев и игры с юридическими терминами". Задача совета, подчеркивает эксперт, пресекать такие попытки, именно для этого он и создан.