В местных законах нашлись неуместные
Регионы вольно трактуют федеральное законодательство
По сведениям "Ъ", Генпрокуратура подготовила отчет за 2015 год о прокурорском реагировании на факты несоответствия регионального законодательства федеральному. С 2000-х годов, когда региональные законодатели обладали высокой степенью свободы, политических несоответствий почти не осталось. Теперь прокуратура больше занимается экономическими вопросами.
Всего в 2015 году по требованию прокуратуры откорректировано или отменено 3 тыс. региональных и 125,9 тыс. муниципальных правовых актов. Напомним, одной из первых заметных акций Владимира Путина на посту президента в 2000-х годах стало приведение регионального законодательства в соответствие федеральному. Несмотря на декларирование верховенства федерального законодательства над законами субъектов РФ, тогда в регионах действовали сотни законов, противоречащих федеральным, в том числе уставы и конституции. Сейчас противоречия политического характера в региональных законах встречаются редко. К таким можно отнести закон Амурской области об уполномоченном по правам человека, который потребовал вмешательства региональной прокуратуры. Вопреки требованиям федерального законодательства, региональный законодатель не установил в уставе области ни порядка избрания, ни срока полномочий, ни источника финансирования работы уполномоченного. По требованию прокуратуры соответствующие изменения внесены в устав в феврале 2016 года.
Среди случаев законодательных противоречий в 2015 году в основном преобладали те, которые позволяют региональным субъектам "экономить" бюджетные средства на гражданах. Так, в Туве закон "Об образовании" лишил сельских учителей части социальных льгот по оплате жилья, отопления и освещения, которые были установлены федеральным законодателем для удержания кадров на селе. Региональным законом предусматривалась компенсация один раз в год в размере 2,5-3 тыс. руб. при средних расходах (за 2014 год) на одно домохозяйство около 8,8 тыс. руб. По представлению прокуратуры решение о корректировке закона принял Верховный суд Тувы. На случаи урезания социальных льгот на проезд прокуратура отреагировала в Нижегородской области, Краснодарском крае (там прошли массовые выступления пенсионеров) и в других регионах.
С другой стороны, Генпрокуратура ликвидировала как противоречащие Бюджетному кодексу решения регионов, в том числе дотационных, которые по своей инициативе установили "золотые парашюты" чиновникам. Например, повышенные пенсии не удалось получить брянским чиновникам. По представлению прокуратуры Верховный суд РФ в декабре 2015 года отменил закон Брянской области о пенсионном обеспечении лиц, замещавших госдолжности, который предусматривал пенсии в размере от 45% до 65% от среднемесячного заработка чиновников (в результате было сэкономлено 32 млн руб. бюджетных средств).
Из-за пробела в федеральном законодательстве, которое регламентирует выплаты только служащим, прокуратуре не всегда удается ограничить доплаты выборным муниципальным должностным лицам. Например, в Бурятии при дефиците бюджета Улан-Удэ 700 млн руб. доплаты к пенсии городским чиновникам в 2015 году составили 13 млн руб., а доплаты к трудовой пенсии одного экс-мэра Улан-Удэ — почти 140 тыс. руб. Некоторые нормы положения "О ежемесячной доплате к страховой пенсии в органах МСУ и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Улан-Удэ" прокуратурой были оспорены в конце 2015 года, после чего администрация города согласилась добровольно удовлетворить требования, но пока не завершила эту работу. По протесту прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа приведены в соответствие с федеральным законодательством три решения органов МСУ Нефтеюганского района, которыми были установлены надбавки муниципальным служащим за наличие ученой степени в размере 10% от окладов.
Заместитель начальника управления по надзору за соблюдением прав и свобод человека главного управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства Николай Честных сказал "Ъ", что прокуратура в течение года проводит мониторинг законодательства и реагирует в случае обнаружения противоречий. При этом прокурорам на местах зачастую помогает право законодательной инициативы, которым они обладают (в отличие от Генпрокуратуры).
Сейчас такие "противоречия", сказал "Ъ" политолог Ростислав Туровский,— "проблема техническая, организационная, регионы просто не успевают должным образом корректировать свое законодательство" вслед за федеральным. "Осталось единственное политическое несоответствие: глава Татарстана по-прежнему называется "президентом", невзирая на запрет, установленный федеральным законом",— напомнил эксперт, отметив, что по этому поводу конфликта с Татарстаном нет.