«В России сильное движение молодых инновационных предпринимателей»
Основатель Le Comptoir de l`Innovation Никола Азар — о росте социального предпринимательства в России
В марте 2016 года ИД «Коммерсантъ», французское объединение социального бизнеса Groupe SOS Le Comptoir de l`Innovation и A+ Associates провели конкурс российских социальных компаний. Победитель конкурса — компания Plastica и ее основатель Роман Себекин представили Россию и были награждены на пятом международном форуме социального предпринимательства Impact2 7 апреля в Париже. Но результаты конкурса превзошли самые смелые ожидания. Рекордное число качественных заявок, которое было получено в России, позволило Le Comptoir de l`Innovation объявить о выходе на российский рынок их инкубационной программы и Форума Impact2, о чем в беседе с “Ъ” объявил основатель и глава компании НИКОЛА АЗАР.
— Что из себя представляет Le Comptoir de l'Innovation?
— Мы — сеть. На самом деле мы больше, чем сеть. Когда пять лет назад я основал эту компанию, основной идеей было распространение социального и экологического предпринимательства — бизнесов, которые преследуют своей целью решение больших социальных и экологических проблем. Мы основали фонд, инвестирующий в социальные и экологические предприятия, плюс сеть инкубаторов и инкубационных программ. Компания была основана тут, во Франции. Но встречаясь и разговаривая со многими людьми, мы осознали, что в мире растет аппетит к развитию более инклюзивных и устойчивых компаний и корпораций. На сегодняшний день довольно неожиданным образом мы присутствуем в 11 странах: Тунисе, Марокко, ЮАР, Гонконге, Чили, США, Люксембурге, Нидерландах, Бельгии, Франции и Италии. Неравенство увеличивается повсеместно, и везде в мире растет необходимость в поиске инновационных решений социальных и экологических проблем. Мне кажется, что государство не может сделать всего. Нам необходима поддержка корпораций, чтобы решить эти проблемы, если мы на самом деле хотим построить более устойчивый мир.
— В чем заключается ваш бизнес в США?
— В Остине (Техас) мы создали инкубационную программу, так как Остин фактически становится новой Кремниевой долиной. Инкубационная программа создана совместно с компанией 3M, в которой мы также развиваем стартапы, призванные производить технологические решения для социальных и экологических проблем. Инженеры 3М работают с этими стартапами, выступая, по сути, их менторами. Они помогают стартапам развивать их технологии, в том числе при помощи того, что уже создана 3М, и разрабатывать бизнес-стратегии, что позволяет новым компаниям быстро развиваться и расти. Инкубатор позволяет генерировать ресурсы больших корпораций с тем, чтобы вырастить новые компании.
— Россия в смысле качества социальных движений ближе к Китаю, чем к США, хотя люди выглядят вполне по-европейски. Вы могли бы описать, как выглядят ваши активности и интересы в Гонконге?
— В Гонконге мы прежде всего начали сотрудничать с корпорацией научных и технологических парков (Hong Kong Science and Technology Parks Corporation, HKSTPC) — это большая лаборатория, где происходит инкубирование инжиниринговых и технологических проектов в разных отраслях, начиная от биотехнологий и заканчивая искусственным интеллектом. Они пришли к нам и рассказали такую историю: «То, что мы делаем все эти изобретения во имя будущего, очень здорово. Но какой в этом смысл?» Они хотели понять, как сделать так, чтобы эти технологии помогали решать наиболее насущные социальные и экологические проблемы. Инженеры просто изобретают какие-то вещи, которые можно продать и сделать на этом миллиарды долларов, но они не всегда задумываются об их предназначении. И идея заключалась в создании партнерства между HKSTPC, которая финансируется также правительством Гонконга, и нами с тем, чтобы создавать новые технологические продукты и компании, которые работают на благо общества.
— Почему вы решили провести конкурс социальных компаний России?
— Прежде всего для нас было очень важно понять, существуют ли в России компании и люди (потому что именно люди делают стартапы), которые заинтересованы в том, чем мы занимаемся. И мы были очень-очень удивлены и воодушевлены тем, что в России существует настолько сильное движение молодых инновационных предпринимателей с чудесными историями и идеями, которые могут быть эффективны. Plastica — одна из таких компаний. Их оказалось достаточно много. Мы на самом деле чувствуем, что в России это движение набирает силу. Наша идея заключается в том, чтобы сделать в России то, что уже получилось сделать в других странах,— поддержать это движение, помочь компаниям расти, а предпринимателям развивать свои навыки, чтобы качество их воздействия увеличивалось. Мы бы хотели начать с запуска инкубационной программы в России и поддержки первых нескольких инновационных российских компаний. Они могут быть из любой точки страны, но мы хотим собрать их в одном месте, вероятнее всего в Москве. Кроме того, вместе с вами мы намерены работать над тем, чтобы запустить в Москве мероприятие, на котором будут демонстрироваться и развиваться все эти прекрасные идеи независимо от того, принадлежат они крупным корпорациям или небольшим компаниям. И мне кажется, что партнерство и награждение, которые мы сделали, это огромный первый шаг, и я надеюсь, что мы будем продолжать сотрудничество в будущем. Очень важно вдохновлять людей. Мы будем очень рады принести в Россию все наши знания, инструменты и экспертизу, чтобы создать место, в котором отобранные предприятия смогут развиваться и обретать новые навыки и возможности.
— Кто, на ваш взгляд, может стать вашим основным корпоративным партнером в России?
— Мы все еще об этом думаем. В каждой стране, где мы присутствуем, мы работаем с большими банками, например, во Франции это JP Morgan. Мы также работает с большими транснациональными корпорациями, такими как Google, 3M, OCP — крупнейшей энергетической компанией в Марокко. Мы также работаем с правительствами и НКО. Мы работаем со звездами кино. Например, Шарлиз Терон помогает развивать нашу деятельность в Африке. В разных странах у нас различные партнеры, и мы более чем открыты к сотрудничеству. Таким образом, нашими партнерами могут быть компании, банки, правительство, НКО или все вместе, когда они делают совместные проекты.