Как об стену "Роллс-Ройс"
Краш-тесты встали на пути дорогих машин в Россию
Как стало известно "Ъ", в правительстве не готовы дать импортерам малых партий люксовых машин (Bentley, Lamborghini, Ferrari и т. п.) исключение из общих требований по установке систем безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Для сертификации моделей техрегламент требует провести два краш-теста, что слишком дорого для люкс-сегмента, где продается по несколько машин каждой модели в год. Импортеры опасаются, что это приведет к массовым уходам ряда дорогих моделей и даже автобрендов с российского рынка.
Идея избавить импортеров от внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС в легковые машины, завозимые малыми партиями, не была поддержана профильными министерствами, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Инициатива касалась прежде всего моделей класса люкс (Rolls-Royce, Maserati, Aston Martin и т. п.), спорткаров, электромобилей (Tesla), а также ряда нишевых модификаций массовых брендов, таких как Lexus. Надежда на внесение правок в техрегламент ЕАЭС, требующий внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в целях безопасности с 2017 года, появилась в январе, когда инициатива попала в протокол совещания у Дмитрия Медведева. Он поручил Минпромторгу проработать вопрос о необходимости исключения для малых партий импортных машин.
Но, как рассказывает собеседник "Ъ", после переписки с ведомствами Минпромторг отчитался правительству о том, что исключение может привести к "массовому" выходу на рынок РФ машин без системы безопасности, а также к тому, что импортеры перейдут на подтверждение соответствия всех машин ЭРА-ГЛОНАСС по схеме малых партий. Это, по мнению министерства, может увеличить уровень смертности в ДТП. В АО ГЛОНАСС, по данным источника "Ъ", опасались, что на фоне спада автопродаж производители могут перейти на многократные поставки малых партий в ЕАЭС — ограничений на срок их реализации нет.
В Минэкономики "Ъ" вчера сообщили, что не формировали позицию по вопросу. В МВД сочли изменения нецелесообразными, говорит собеседник "Ъ". В ответе Минтранса, по словам источника "Ъ", замечено, что малыми партиями поставляются, как правило, машины с мощными двигателями, "их владельцы отличаются скоростным и агрессивным вождением", что повышает актуальность наличия системы безопасности, а та "несущественно влияет" на цену автомобиля.
Основной причиной, волновавшей импортеров, было то, что для проверки нужны краш-тесты двух машин (на фронтальный и боковой удары). С лета 2015 года Ассоциация европейского бизнеса и Volkswagen Group (марки Porsche, Bentley и Lamborghini) в обращениях в Минпромторг указывали, что из-за единичных продаж затраты на системы безопасности выше дохода от проданных машин. Операционный директор "Авилона" (импортер Ferrari, Aston Martin, Bugatti с прошлого года) по люксовым брендам Вагиф Бикулов заметил, что для внедрения системы безопасности в Ferrari (стоит примерно 25 млн руб.) нужно уничтожить две машины, если в год их продается около десяти, то цена каждой вырастет на 5 млн руб. Господин Бикулов уверен, что выгоды от присутствия в РФ не будет, лишь отдельные люкс-марки останутся "ради имиджа". В Минпромторге "Ъ" вчера заявили о возможности "совмещения проведения испытаний ГЛОНАСС" для минимизации расходов. В Минтрансе и АО ГЛОНАСС "Ъ" не ответили.
По данным агентства "Автостат", в 2015 году рынок машин класса люкс в РФ составил 1157 автомобилей. 60% продаж пришлось на новый Mercedes-Benz Maybach S Class. Rolls-Royce куплено 143 штуки, Bentley — 208, Maserati — 77, Ferrari — 20, Lamborghini — 19, Aston Martin — 3 штуки.
Вчера в Volkswagen Group "Ъ" сообщили, что считают систему безопасности ЭРА-ГЛОНАСС "необходимой и полезной", и отметили, что первой моделью с этой системой станет Bentley Bentayga. Но в концерне полагают, что стоимость разработки системы, внедрения в производство и сертификации каждой модели "чрезвычайно высока", продажи моделей малых партий могут потерять рентабельность. В компании полагают, что требования ЭРА-ГЛОНАСС должны соответствовать европейской системе eCall (там есть исключения для партий менее 1 тыс. машин в год). Кроме того, компания подчеркивает "неоправданно высокую" стоимость установки системы на модели, находящиеся в конце жизненного цикла.
Источники "Ъ" в отрасли полагают, что единственный шанс изменить техрегламент — пролоббировать вопрос "напрямую через Белый дом". Но на рынке уже рассуждают о потенциальных уловках — например, получать одобрение в других странах ЕАЭС. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" считает, что российский рынок важен для люксовых марок: их продажи в мире исчисляются единицами, а в РФ спрос на эти машины довольно неплох.