Кольцо вокруг Москвы смыкается
"Автобан" и Sacyr собрались построить третий участок ЦКАД
Госкомпания "Автодор" вчера закончила прием заявок от претендентов на строительство самого длинного участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) между М7 и М4. Единственным участником тендера стала Автодорожная строительная корпорация — консорциум российского "Автобана" и испанской Sacyr. Вложившему в проект около 32 млрд руб. инвестору предстоит построить 100-километровый отрезок в крайне сжатые сроки — за два года.
Конкурсная комиссия госкомпании "Автодор" вскрыла заявки на право построить третью секцию ЦКАД протяженностью 105 км. Подано одно предложение — от ООО "Автодорожная строительная корпорация" (принадлежит на паритетных началах компании "Автобан" и испанской корпорации Sacyr). В течение 30 дней заявка будет рассмотрена, после чего "Автодор" заключит с "Автобаном" концессионное соглашение. Общая стоимость строительства составит около 74,5 млрд руб., 42,3 млрд руб. из которых вложит госкомпания, остальные 32 млрд руб.— концессионер. В течение 30 лет концессионер будет содержать дорогу, за что получит от государства суммарно 90 млрд руб. Деньги за проезд по дороге будут идти "Автодору", тарифы еще неизвестны.
Напомним, проект 500-километровой ЦКАД в качестве альтернативы перегруженной Малой бетонке разрабатывался еще с начала 2000-х. Дорога поделена на несколько секций: три станут платными дублерами бетонки (северная, восточная и южная), а одна бесплатная (западная) пройдет частично по расширенному бетонному кольцу. Строительство началось летом 2015 года: группа компаний "Аркс" работает на 5-й секции (между Ленинградским и Киевским шоссе), Crocus Group — на 1-й (между Киевским шоссе и М4 "Дон").
В 2015 году у "Автодора" возникли проблемы: конкурсы на 3-ю и 4-ю секции объявили в начале года, но из-за экономического кризиса ни одной заявки не поступило, тендеры несколько раз переносились. Одновременно "Автодор" начала проверять Федеральная антимонопольная служба (ФАС): по ее мнению, в тендерах на ЦКАД выигрывают компании, предлагающие максимальную цену. Собственный аудит провела и Счетная палата, решив, что деньги, выделенные на дорогу, расходовались неэффективно, аккумулировались на счетах в банках и приносили доход в виде процентов частным компаниям, которые в строительстве не участвовали. 17 июля премьер Дмитрий Медведев объявил выговор главе "Автодора" Сергею Кельбаху за "ненадлежащее исполнение должностных обязанностей". Претензии ФАС и Счетной палаты прекратились примерно в то время, когда началось строительство.
В конце недели, 15 апреля, завершится сбор заявок на строительство последнего, северного участка ЦКАД (4-я секция, между М10 и М7). В конце 2014 года на эту секцию претендовали пять консорциумов, включая Автодорожную строительную корпорацию, ООО "Кольцевые магистрали столицы". Результаты обоих тендеров объявят в течение месяца, то есть в мае (может произойти и раньше). По словам Сергея Кельбаха, еще четыре месяца уйдет на подписание концессионных соглашений, в конце 2016 года начнется стройка. С учетом того что плановая сдача ЦКАД в эксплуатацию — конец 2018 года, построить обе секции подрядчикам надо будет менее, чем за два года. У "Автобана" есть богатый опыт в дорожной сфере (реконструкция участков М3, строительство участков М4); Sacyr в России впервые, компания специализируется на платных дорогах и концессиях. Представитель "Автобана" заявил "Ъ", что 3-я секция ЦКАД будет первым проектом, который компания реализует вместе с испанцами в случае победы в тендере.
"Надо понимать, что компания, которая выиграет конкурс,— это генеральный подрядчик, на которого лягут, по сути, менеджерские функции. Сам ход строительства будет зависеть от качества работы выбранных субподрядчиков,— пояснил "Ъ" доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге.— Успеют ли построить участки в срок, зависит от многих факторов: будет ли земля освобождена от обременений, насколько проработан сам проект". Отметим, что на 1-й и 5-й секциях ЦКАД, по данным "Ъ", строители уже столкнулись с проблемой не учтенных проектом коммуникаций в зоне строительства, судебными разбирательствами с владельцами домов (целые поселки появились уже после того, как был согласован проект) и другими проблемами, тормозящими стройку. В "Автодоре" тем не менее считают, что компании смогут построить дорогу в срок.