Технические данные
По словам главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, за последние пять лет доля молодых людей, поступающих после девятого класса в учреждения среднего профессионального образования, увеличилась на 10% — с 400 до 500 тыс. человек. В общем объеме это говорит о том, что 40% учеников российских школ предпочитают получать техническую или рабочую специальность быстрее, чем их сверстники. Впрочем, чтобы эти специалисты вышли на рынок труда, должно пройти еще не менее трех-четырех лет. А пока доля выпускников вузов превалирует, в то время как рабочие вакансии вынуждены пустовать. В Воронежской области власти поднимают позиции профессионального среднего образования: уже создан комплекс мер, который в ближайшем будущем позволит решить сложившуюся проблему с кадрами. Это тем более актуально на фоне того, что сейчас регион выходит на лидирующие позиции среди соседей по темпам роста производства. В обозримом будущем планируется создание особой экономической зоны промышленного типа, которая тоже будет нуждаться в профессиональных рабочих кадрах.
Сейчас в Воронежской области, по официальным данным, работает 57 профессиональных образовательных организаций, 42 из них подведомственны департаменту образования, науки и молодежной политики региона, 22 расположены в областном центре. Ежегодно из всех средних специальных учебных заведений (ссузов) региона выпускается порядка 6,5 тыс. человек. Дополнительно среднее образование также можно получить и в вузах: в 2015 году из них было выпущено более 1,3 тыс. молодых специалистов с таким образованием. Для сравнения: в том же 2015 году из вузов Воронежа на рынок труда вышло более 25,8 тыс. специалистов с высшим образованием. Это на 70% больше, чем выпускников рабочих специальностей.
В России уже давно обсуждается нехватка профессиональных рабочих кадров и избыток управленческих. Очевидно, что для увеличения количества учащихся в ссузах необходимо поднять престиж определенного спектра рабочих специальностей. Для этого запущена программа модернизации и реструктуризации среднего профессионального образования. Об этом в прошлом году заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Действие программы продлится до 2020 года. В рамках нее намечены планы на повышение качества полученного образования и укрепление связей с реальными производствами, лидирующими на рынках того или иного региона.
«Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой», — говорил президент Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в минувшем году.
Государственная политика в сфере высшего образования нацелена на создание такого образовательного процесса, при котором не менее половины учебного времени студенты должны проводить на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в колледжах — это так называемая дуальная система образования.
Стоит отметить, что воронежские власти уже успели реализовать эту тенденцию в ссузах региона. По информации департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, в регионе из 57 средних профессиональных учреждений 30 используют элементы дуального образования.
Помимо этого договоры о трудоустройстве выпускников с предприятиями имеют все государственные учреждения региона. Однако больше всего договоренностей с бизнесом, по словам главы департамента Олега Мосолова, у воронежских политехнического, авиационного и юридического техникумов, индустриального колледжа.
Эксперты считают, что востребованность рабочих кадров стоит более остро у малых и средних предприятий. Если учитывать, что на недавней встрече с губернатором Алексеем Гордеевым премьер-министр Дмитрий Медведев предложил привлекать в создающуюся под Воронежем особую экономическую зону (ОЭЗ) именно малый и средний бизнес, то спрос на технические специальности в регионе может заметно вырасти.
В конце 2015 года Минтруда утвердило список 50 наиболее востребованных профессий на рынке, которые требуют получения среднего профессионального образования. На данный момент, считают в министерстве, это именно те специальности, которые наиболее необходимы для развития экономики.
Наряду с автомехаником, поваром-кондитером, парикмахером в топ вошли разработчик веб- и мультимедийных приложений, оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным (3D-печать) технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам. Вскоре по этим специальностям должны быть подготовлены профессиональные стандарты, а к концу 2017 года — образовательные.
К сожалению, пока настолько узких специалистов в Воронеже не готовят. Но, как сообщили в региональном департаменте образования, в области уже составлен собственный список наиболее востребованных специальностей. В их числе: обслуживание транспортных средств, металлургия, машиностроение и металлообработка, авиационная и ракетно-космическая техника, архитектура и строительство. Сейчас по специальности устраиваются далеко не все выпускники ссузов — около 59% от общей массы. Соответственно, заметная доля безработных получила устаревающие или неактуальные специальности.
Еще в начале своего первого губернаторского срока Алексей Гордеев по итогам посвященного развитию профессионального образования заседания Госсовета РФ высказывался о необходимости повышения престижа рабочих профессий. «На сегодняшний день у нас существует перекос в сторону высшего образования, поэтому необходимо повышать престиж рабочей профессии. Высокопрофессиональные рабочие кадры реально востребованы, но их не хватает», — отмечал Алексей Гордеев.
Модернизация образовательного процесса в колледжах и техникумах требует лицензирования и занимает немало времени. Поэтому воронежские власти внедряют в регионе дополнительную форму подготовки профессиональных кадров. Речь об учебных центрах профессиональных квалификаций. Их в регионе пока 13. В них есть возможность повысить квалификацию или пройти переподготовку для работников машиностроительной, сельскохозяйственной, социально-экономической и радиоэлектронной отраслей, а также обороннопромышленного комплекса.
Один из примеров — созданный в прошлом году при поддержке Минэкономразвития России кластерный проект учебного центра профессиональной подготовки. Образование здесь получают бесплатно. В прошлом году центр выпустил 60 специалистов, а в дальнейшем планируется обучать до 210 человек ежегодно.
В том же направлении работает учебный центр профподготовки на базе завода «Воронежсельмаш». Направление на обучение туда выдает городской центр занятости населения. За полгода работы центр выпустил 30 операторов станков с программным управлением.
Один из критериев оценки качества образования в ссузах — это результат региональных и отраслевых команд в национальных турнирах профессионального мастерства, отмечают в департаменте образования. Подобные соревнования направлены на повышение престижа рабочих профессий. Самым заметным движением в этой сфере считается международный чемпионат рабочих профессий WorldSkills. Воронежская область присоединилась к нему в 2012 году по рекомендации Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. С 2014 года в Воронежской области проводятся конкурсы профессионального мастерства по международным стандартам WorldSkills Russia.
В 2015 году региональные команды приняли участие в финале III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, проходившем в Казани. Воронежцы вошли в тройку финалистов по специальностям «фрезерные и токарные работы на станках с числовым программным управлением (ЧПУ)», а также заняли четвертое место по веб-дизайну.
В прошлом году в Воронеже также прошел II региональный чемпионат профессионального мастерства по девяти специальностям: веб-дизайн, сварочные технологии, дошкольное воспитание, парикмахерское искусство, поварское и кондитерское дело, токарные работы на станках с ЧПУ, ремонт и обслуживание легкового автомобиля, малярные и декоративные работы. Как сообщили в облправительстве, проведение III Воронежского регионального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills запланировано на октябрь 2016 года. Воронежская область не только заинтересована в поднятии статусности среднего профессионального образования, но и прикладывает максимальные усилия для подготовки квалифицированных кадров. Это отличный задел для развития региональной экономики.
«Образование и наука. Черноземье. 2016»