Мэрия не попала в порт
Муниципалитет не отсудил объекты на набережной
Арбитражный суд отказал администрации Саратова в претензиях на право собственности объектов на набережной города. Мэрия пыталась признать через суд право на здания речного вокзала, гостиницы и ресторана, однако, как выяснилось, подала исковое заявление на другого собственника, которому ни один из перечисленных объектов не принадлежит. Более того, по информации „Ъ“, именно ответчик может лоббировать передачу администрации в собственность недвижимости на набережной. Собственники не намерены безвозмездно передавать объекты муниципалитету.
Арбитражный суд Саратовской области отказал администрации Саратова в иске о признании права собственности на ряд объектов недвижимости, расположенных на городской набережной. Как сообщили в пресс-службе Арбитражного суда Саратовской области, мэрия пыталась признать за собой право собственности на комплекс объектов недвижимого имущества: речного вокзала, гостиницы и ресторана, расположенных на набережной Космонавтов. Исковое заявление было подано на ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (ОАО «ПОРТ»).
Как следует из материалов дела, истец указал в обоснование требований, что комплекс речного вокзала изначально возводился как объект социально-бытового назначения и по назначению не используется. Однако из представленных комитетом по управлению имуществом города Саратова сведений следует, что здание речного вокзала в собственности муниципального образования «Город Саратов» не значится и ранее не значилось, предложений о передаче данного объекта недвижимости в собственность муниципального образования «Город Саратов» не поступало.
Как писал „Ъ“, речной порт принадлежит нескольким собственникам. Комплекс зданий и сооружений бывшего транзитного вокзала принадлежит компаниям ОАО «Поволжский туристический холдинг», ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг „Город“» (контролируются семьей бывшего владельца ОАО «Пассажирское речное управление» Александра Тимошка, скончавшегося в сентябре 2013 года. — „Ъ“) и ООО «Брудершафт-Л». Собственник здания пригородных касс — ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие». Причальной стенкой владеет администрация Саратова, ее арендует ООО «Транспортная компания „Полюс“». Земельным участком с разрешенным использованием «пассажирский порт» площадью 35,8 тыс. кв. м владеет Российская Федерация, но им, согласно постановлению администрации Саратова, долгосрочно (до 2061 года) пользуется ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (СРТП).
При разбирательстве суд пришел к выводу о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Истец заявил требование о признании права собственности к ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие», тогда как последнее не является собственником ни одного из объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке. Из материалов дела суд не смог понять, какие права и интересы истца нарушил ответчик. На суде представители мэрии не отрицали, что город не является и никогда не являлся фактическим владельцем спорного недвижимого имущества. Также суд счел, что утверждение истца о возникновении права муниципальной собственности на недвижимость в силу прямого действия положений Постановления Верховного суда N 3020–1 (О разграничении государственной собственности в Российской Федерации) основано на неверном толковании норм права.
Кроме того, юристы мэрии пытались обосновать возникновение права собственности статьей 23 Закона РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности в РСФСР» (утратил силу 30 ноября 1994 года. — „Ъ“), что было также отклонено судом.
Фактические владельцы недвижимости выступали на суде в качестве третьих лиц и были против удовлетворения заявленных требований. В частности, ОАО «Поволжский туристический холдинг» в отзыве указало, что в исковом заявлении отсутствуют сведения, позволяющие однозначно идентифицировать истребуемое имущество. Аналогичную позицию заняло и ЗАО «ИФХ „Город“».
Отметим, за передачу здания речного вокзала муниципалитету активно выступает Общественная палата Саратовской области. Так, в марте члены ОП Евгений Лузановский и Евгений Малявко вместе с адвокатом Павлом Дуксиным провели рейд по набережной, после чего заявили о множестве недостатков в работе речного вокзала, заявив, что его фактически нет. До этого председатель Общественной палаты региона Александр Ландо неоднократно на различных площадках заявлял, что возвращение речного вокзала в госсобственность — «дело чести». По информации „Ъ“, инициативу может лоббировать депутат саратовской облдумы, бизнесмен Сергей Курихин. Именно он совместно с компаньонами Сергеем Тереховым и Игорем Зубатовым контролирует 56,2% акций ОАО «ПОРТ», пользующегося землей на набережной. Таким образом, администрация выбрала в качестве ответчика субъект, активно выступающий за передачу ей же недвижимости речного порта. Почему так произошло, „Ъ“ вчера выяснить не удалось.
В свою очередь, дочь Александра Тимошка Светлана Тимошок заявляла, что не намерена безвозмездно передавать здание порта муниципалитету, а проблему неудовлетворительного состояния городского речного порта объясняла тем, что объекты недвижимости и земля принадлежат различным хозяйствующим субъектам, у которых не выходит договориться между собой.