Первая небоевая
В Сирии разбился российский вертолет Ми-28Н
Вчера Воздушно-космические силы (ВКС) РФ потеряли в Сирии новейший ударный вертолет Ми-28Н, выполнявший боевое задание в районе населенного пункта Хомс. Создана специальная комиссия, которой предстоит установить причины инцидента, повлекшего гибель экипажа. Версию с обстрелом с Земли военные по результатам первичного осмотра остатков рухнувшего Ми-28Н уже отвергли. Приоритетные варианты связаны либо с отказом техники, либо с ошибкой пилота.
О том, что один из прибывших недавно в Сирию вертолетов Ми-28Н потерпел катастрофу, "Ъ" сообщили в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ. По словам представителя ведомства, инцидент произошел 12 апреля в 01:29 по московскому времени в районе сирийского города Хомс. "По докладу с места крушения, огневого воздействия на вертолет не было, при выполнении поисково-спасательных работ тела погибших летчиков эвакуированы и находятся на авиабазе Хмеймим",— отметили в Минобороны, добавив, что на месте трагедии работает оперативная группа специалистов по расследованию летных происшествий. Об инциденте вчера рано утром было доложено президенту Владимиру Путину.
По сведениям "Ъ", разбившийся вертолет был переброшен в Сирию из состава 387-й авиабазы армейской авиации в Буденновске после 14 марта. Вместе с другими Ми-28Н (например, из состава 16-й бригады армейской авиации, базирующейся в Зернограде) он участвовал в прикрытии сирийских правительственных войск в момент их наступления на позиции "Исламского государства" (запрещенная в РФ организация). Ми-28Н участвовали и в штурме Пальмиры. Точное количество Ми-28Н, передислоцированных на авиабазы Хмеймим (Латакия) и Шайрат (Хомс), военные не раскрывают, но, по сведениям "Ъ", речь идет как минимум о десяти машинах. Пока в Сирии был потерян вертолет лишь однажды — 24 ноября 2015 года. Это был Ми-8, который отправился спасать экипаж бомбардировщика Су-24, сбитого истребителем ВВС Турции на сирийско-турецкой границе. В ходе перестрелки вертолет был подбит, а потом и вовсе уничтожен.
По словам источника "Ъ" в органах военного управления, о серьезности происшествия стало понятно, когда с экипажем вертолета неожиданно оборвалась связь. Прибывшей на место крушения спасательной бригаде осталось только констатировать сильные повреждения Ми-28Н, которые были получены в результате стремительного падения с высоты, а также гибель двоих летчиков. По словам собеседника "Ъ", вертолет восстановлению не подлежит, а на повестке дня стоит вопрос о доставке тел родственникам погибших. В районной администрации Буденновского района вчера не смогли уточнить, куда перевезут погибших летчиков — по месту жительства или службы. "Мы со своей стороны готовы оказать всю необходимую помощь в организации траурных мероприятий",— сказал агентству "Интерфакс" сотрудник пресс-службы администрации.
Пока точная причина катастрофы неизвестна. По версии агентства "Интерфакс", во время полета над незнакомой местностью и в условиях полной темноты летчики могли наткнуться на какое-то препятствие. Собственные же источники "Ъ", близкие к главному штабу ВКС, считают, что причина крушения Ми-28Н кроется в отказе техники. Напомним, что и в феврале 2011-го, и в августе 2015 года катастрофы с вертолетами данного типа происходили именно из-за технических неполадок: в первом случае сказался отказ двигателя, во втором — отказ системы гидроусиления и разрыв вала рулевого винта (после этого в отдельные агрегаты машины были внесены конструктивные изменения).
Установить точные причины катастрофы Ми-28Н в Сирии должны позволить бортовые самописцы, найденные на месте крушения, однако их состояние пока только предстоит оценить. В компании "Вертолеты России" "Ъ" сообщили, что в случае поступления заявки от Минобороны РФ о необходимости участия в расследовании холдинг "готов оказать содействие в проведении данных работ и направить специалистов на место происшествия". Официальный представитель ВКС полковник Игорь Климов вчера от каких-либо дополнительных комментариев "Ъ" отказался.