«Савченко остается последним козырем в колоде Петра Порошенко»
Литва запретила въезд почти 50 россиянам, причастным к аресту военнослужащей
Литва составила свой «список Савченко». Об этом сообщил министр иностранных дел страны Линас Линкявичюс. Въезд в Литву запрещен почти 50 людям, которые, по мнению властей страны, причастны к аресту троих граждан Украины военнослужащей Надежды Савченко, режиссера Олега Сенцова и активиста Александра Кольченко. В стоп-лист попали российские судьи, прокуроры и представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Ранее свой «список Савченко» ввел Киев. Под санкции попали более 80 человек. В их числе глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, руководитель ФСБ Александр Бортников и лидер ЛНР Игорь Плотницкий. Декан факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Ольга Павленко ответила на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Ранее Петр Порошенко предложил ввести аналогичный список на уровне всего Евросоюза. В Литве также рассчитывают, что стоп-лист поддержат и другие члены ЕС. Пойдет ли Евросоюз на такое, как вы считаете?
— На мой взгляд, это под большим знаком вопроса, потому что первый проброс был сделан еще в начале марта, когда депутаты Европарламента, 57 депутатов, подписали письмо по инициативе депутата от Литвы. Тем не менее, этот список не пошел. Уже через неделю, 17 марта, Петр Порошенко представил это предложение Мартину Шульцу. И дальше вопрос в том, как на уровне Брюсселя будут обсуждать эту инициативу. Безусловно, это согласованный план действий, но пока только четыре страны поддержали — это Прибалтика и Польша. А Федерика Могерини выразила сомнение.
В данном случае, дело Савченко раскручивается на фоне системного кризиса политической власти на Украине, как мы понимаем. Но самое важное, что в последнюю неделю идут очень серьезные сигналы от крупных МИДов европейских стран о необходимости улучшения отношений с Россией. Поэтому Савченко остается фактически последним козырем в колоде Петра Порошенко, и это будет, безусловно, раскручиваться.
— Как вы считаете, если не брать Евросоюз, Соединенные Штаты могут ввести такой список, они на это пойдут?
— Опять же, здесь очень сложная ситуация. Сейчас Соединенные Штаты и Россия очень активно работают над мирным урегулированием в Сирии, над конституцией сирийской, над правилами, которые будут в период сирийских выборов. Идет очень тяжелая конструктивная работа. На этом фоне такие пробросы, конечно, омрачают ситуацию, но это может быть. Я не исключу, что американцы могут не отказать себе в этом удовольствии, ведь парадокс ситуации заключается в том, что, насколько я знаю, может быть, я ошибаюсь и говорю неправильную информацию, но сейчас идут переговоры о возможном перемещении Савченко для заключения на Украину в обмен на российских граждан. И этот переговорный процесс тяжело идет, но он проходит. Не знать об этом, безусловно, украинские лидеры или ответственные европейские политики не могут. А это все — это информационный повод, информационный шум на уровне публичной политики. Для чего? Чтобы как-то скрасить растущее колоссальное недоверие к украинской политической власти, к замещению Яценюка Гройсманом, потому что теперь тянется этот винницкий круг во власть.
— Госпожа Павленко, все-таки мы не знаем пока, какой итог будет у этих переговоров о возможном обмене Савченко, скажите, на данный момент какая-то реакция со стороны России должна быть на введение подобных списков или нет?
— На мой взгляд, у нас сейчас прямая линия с президентом, я думаю, что президент озвучит позицию России. Очень важно интервью крупным европейским газетам со стороны министра иностранных дел России. Если бы Россия на официальном уровне объяснила в крупных европейских СМИ, почему существует дело Савченко, потому что в европейском медийном пространстве действуют такие понятия, как похищение, пытки, фальсификация. Просто нужна серьезная, конструктивная, обоснованная позиция со стороны России. На самом деле, я, может быть, скажу крамольную вещь, но, если честно, перемещение Савченко на Украину, появление еще одной героини в этом спектакле украинском, который уже и не драма, и не фарс, а какой-то балаган, ситуацию не изменит, а только ухудшит внутреннюю политическую игру на Украине, больше ничего.