Маттео Гарроне рассказал о том, что осталось за кадром
"Артисты сидят по углам и плачут"
Я намеренно потребовал, чтобы наши сказочные создания для "Страшных сказок" были материальными. Поэтому и наш подводный дракон, с которым сражается король в исполнении Джона Кристофера Райли, и гигантская блоха — куклы, механизмы, внутри которых не только шестеренки, но и люди. Когда я работал над "Страшными сказками", всякий раз поражался тому, как неаполитанец XVII века мог предвидеть многое из современных чудес! Например, пластическую хирургию: как современному человеку будет нестерпимо хотеться вновь стать молодым и опять обрести гладкую кожу. Мы потратили много часов на то, чтобы состарить наших актрис, игравших в новелле с Венсаном Касселем,— наложили им специальный грим. Немало хлопот нам доставила сцена, где орк в исполнении Гийома Делоне врывается в карету и убивает семейство акробатов для того, чтобы получить обратно дочь короля Виолу. И первый, кто получает от орка удар, когда тот врывается в карету, это Массимо Чеккерини — известный итальянский актер, который сейчас снимается в комических ролях. После дубля ко мне подходит Массимо и говорит, что Делоне ударил его по-настоящему, ему очень больно и больше дублей не будет. Тот пытается оправдаться: мол, бил понарошку, но Массимо ни в какую. Что делать? Мне, режиссеру, одного дубля мало, нужно еще. Попробовал их помирить, какое там! Сидят по углам и плачут — что "акробат", что "орк". Пришлось монтировать единственный дубль. Когда у тебя бюджет фильма 11-12 млн евро, проблема сборов становится актуальной. Особенно если ты снимаешь сказочно-фольклорную основу, но в этих сказках нет морали, на которую, быть может, рассчитывала публика. Не говоря уже о том, что неаполитанские сказки — это сильно "нуар", плавно переходящий в "хоррор". Детей не все поведут. Хотя у нас на съемочной площадке почти все время крутились дети, включая и моего сына.
"Мафиози — как дети"
В "Гоморре" у нас в кадре появляется вилла. Так вот это не просто дом, его построил один из членов Каморры, который, посмотрев фильм Брайана Де Пальмы "Человек со шрамом", дал архитектору кассету и денег, чтобы тот "сделал ему красиво", как у Де Пальмы в фильме. И выстроили копию той виллы. Но когда рука правосудия добралась до этого мафиози, он не нашел ничего лучшего, как поджечь эту виллу. Так что не только кино делает кальку с того, как действует и живет преступность, но есть и обратный эффект! В той же "Гоморре" босса мафии у нас играет самый настоящий член Каморры. Мы снимали финальную сцену, где по сюжету убивают двух главных героев — молодых ребят. На съемки финала я нашего "консультанта" не позвал, но кто-то ему настучал, что мы снимаем. Он ворвался на съемочную площадку совершенно разъяренный и угрожал сорвать съемки, если он не примет в них участие. Я тогда поразился, насколько мафиози, с одной стороны, инфантильны, а с другой — брутальны и склонны к насилию. Они, как дети, любят играть, но играть жестоко. Мы исподтишка снимали то, что творилось тогда на съемочной площадке, и эти несколько минут съемки дали нам куда больше пищи для понимания этих людей и их внутреннего мира, чем тома литературы. Я пытался тогда его отговорить: мол, у тебя по жизни хватает такой "работы"... Но он был упорен. Пришлось пойти ему навстречу: как только он услышал, что будет участвовать в съемках, обрадовался, как ребенок, зато наши главные герои не на шутку испугались. Он ведь обещал показать, "как это делают настоящие мужики". Мы на всякий случай проверили, холостые ли патроны... Там были забавные моменты, когда ему дали пистолет, он спросил: "Калибр 38-й?". Его заверили, что девятый, это вызвало его полнейшее одобрение. Что же до нашего мафиози, то через некоторое время после того, как съемки были закончены, его взяла полиция и сейчас он сидит.