В южнокорейском парламенте сменилось большинство
Правящая партия уступила на выборах левым
Состоявшиеся в среду в Южной Корее всеобщие выборы лишили правящую партию "Сэнури" большинства в парламенте, которое теперь перейдет к левым силам. Позиции партии власти подорвали проблемы в экономике, безработица среди молодежи и внутренние распри. Под угрозой оказалась и победа кандидата от правящей партии на президентских выборах 2017 года. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, спасти ее могут только неожиданные ходы — например, выдвижение на пост главы государства нынешнего генсека ООН Пан Ги Муна.
Вчера утром на улицах южнокорейских городов можно было увидеть микроавтобусы, призывавшие граждан прийти на парламентские выборы, несмотря на сильный дождь. Корейцы откликнулись на призыв: на участки, побив рекорд 12-летней давности, явились 58% избирателей. Их решение стало неожиданностью. Соцопросы давали правящей консервативной партии "Сэнури" около 2/3 мест в 300-местном парламенте. Но по результатам экзит-полов на вечер среды партия президента Пак Кын Хе получила всего 132 кресла, потеряв 25 мест и лишившись даже простого большинства.
Второе и третье места заняли оппозиционные Демократическая партия (предварительно получила 105 мандатов) и Национальная партия (36 мандатов). Обе политические силы имеют практически идентичные левоцентристские платформы, направленные на стимулирование занятости среди молодежи, развитие социальных программ и увеличение участия государства в экономике страны. По предварительным оценкам, минимальный барьер преодолевают две радикальные левые силы — Трудовая и Объединенная народная партии. Если расклад подтвердится, Южная Корея впервые за долгое время получит преимущественно левый парламент, где правящей партии "Сэнури" придется для проведения своей политики опираться на независимых кандидатов.
"Помимо усталости, накопившейся за время правления "Сэнури", большинство избирателей крайне недовольны экономической политикой Пак Кын Хе,— сообщил "Ъ" профессор университета Кукмин Андрей Ланьков.— Экономический рост в четвертой по размерам азиатской экономике составлял в период ее правления всего 2,9% в год, а безработица среди молодежи достигла 12,5%. Особенно не хватает качественных рабочих мест, нетрудоустроенными остаются выпускники вузов".
Среди других причин провала "Сэнури" эксперт назвал низкую явку сторонников правящей партии. "Опросы предсказывали ей очень высокие цифры, поэтому многие просто успокоились и остались дома,— заметил Андрей Ланьков.— Но секрет в том, что в Южной Корее законом запрещено проводить соцопросы по мобильным телефонам. А стационарными пользуются преимущественно сторонники "Сэнури" — пенсионеры и молодые матери". Свою роль сыграли и конфликты внутри правящей партии, из-за которых многие кандидаты в одномандатных округах решили баллотироваться как независимые выдвиженцы буквально за неделю до голосования.
Новый расклад в парламенте заставляет по-другому взглянуть на грядущие президентские выборы, намеченные на декабрь 2017 года. Победа на них лидера "Сэнури" Ким Му Суна (Пак Кын Хе баллотироваться по закону больше не может) казалась предопределенной. Теперь же, по словам Андрея Ланькова, спасти ее могут только неожиданные ходы. "Активно обсуждается кандидатура нынешнего генсека ООН Пан Ги Муна, у которого к выборам закончится срок полномочий",— заметил Андрей Ланьков.
Отступление правящей партии может быть связано и с ее внешнеполитической позицией, полагает завсектором стран Восточной Азии Института экономики РАН Георгий Толорая. "Не все корейцы поддерживают нынешнюю жесткую линию в отношениях с Северной Кореей, Китаем, в отношении установки противоракетных комплексов THAAD (американские установки, о размещении которых руководство Кореи ведет переговоры с США.— "Ъ")",— заявил "Ъ" господин Толорая, добавив: российско-корейские отношения при "Сэнури" находились на достаточно низком уровне.