Правила игры
просчитывает независимый эксперт Дмитрий Тратас
На этой неделе начался сезон корпоративных квартальных отчетов. На сей раз из-за опасений за рост американской экономики к ним будет приковано особое внимание. Аналитики предсказывают, что у 500 крупнейших компаний, входящих в индекс S&P500, годовое падение прибыли составит в среднем 7,6%. Не знаю, насколько точен этот прогноз, но если он сбудется, то это будет крупнейшее годовое падение корпоративных прибылей со времен Великой депрессии 1933 года. Звучит не слишком оптимистично.
Тон сезону отчетности задает алюминиевый гигант Alcoa. По сложившейся традиции эта компания отчитывается первой. Но главное, по объемам ее продаж алюминия можно делать далеко идущие выводы о состоянии дел во многих отраслях промышленности. Правда, выводы эти на сей раз неутешительные. Отчет — своеобразная лакмусовая бумажка как минимум для промышленных компаний — вышел плохим. Хотя прибыль на акцию оказалась выше ожиданий аналитиков — $0,07 вместо прогнозируемых $0,03,— выручка разочаровала. Всего $4,95 млрд, что на 15% ниже, чем в прошлом году.
В кризис падение выручки для большинства компаний является типичным явлением. Однако вплоть до недавнего времени компаниям удавалось компенсировать это за счет снижения издержек: сокращения персонала, отказа от модернизации и расширения производства и прочих антикризисных мероприятий. Но нельзя постоянно сокращать издержки. И вполне возможно, настал тот момент, когда падение продаж уже ничем не компенсировать.
Вторым после Alcoa отчитался банк JP Morgan. Тут ситуация несколько иная, но только на первый взгляд. Если судить по рыночной реакции — а котировки компании после отчета выросли на 4,2% и утащили за собой вверх и банковский сектор, и американские индексы,— то у банка все хорошо. На самом деле это не так. В реальности сработал эффект заниженных ожиданий. Просто отчет оказался не таким уж плохим, каким его предполагали увидеть участники рынка: выручка банка упала "всего" на 2,9%, а чистая прибыль — на 6,6%. Очень хорошо, что инвесторы с энтузиазмом приняли, в общем-то, слабый отчет банка, но если корпоративная Америка и дальше будет показывать подобное снижение показателей, то энтузиазм может иссякнуть.
И тогда многое станет на свои места. В том числе и тональность ФРС, чья риторика меньше чем за полгода сменилась от оптимистичных заявлений о конце кризиса до сдержанного пессимизма и обещаний тщательнее смотреть за развитием ситуации. Выходит, монетарные власти давно уже знают ту правду об экономике США, которая только сейчас может открыться в корпоративной отчетности. Посмотрим. Ведь ждать осталось совсем немного.