“Ъ-Lifestyle” в эти выходные предлагает вновь погрузиться в медитативную электронику с видеоинсталляциями.
Фото: Пресс-служба Крыша Мира
За вертушками и пультами в свете стробоскопов бьется бородач в черной маечке, за ним — гирлянда телеэкранов, которые в такт музыке разрезают какие-то всполохи и цифровые шумы. Из колонок льется заторможенная и ладная электроника, построенная по канонам дип-хауса (если верить классификации из профильных справочников). Так выглядит выступление на фестивале Mutek в Мехико стремительно вошедшего в моду артиста под псевдонимом Rivals Consoles. По паспорту это Райан Ли Уэст, лондонский диджей с десятилетним стажем, которого авторитетный портал Resident Advisor рекомендует «в первую очередь как гитариста, выросшего на рок-музыке». Три года назад Уэст выпустил в свет поворотную для себя пластинку «Odyssey», где открыл себя миру как любителя медитативного и крайне проникновенного дип-хауса. В некоторых справочниках работы британца маркируются подзабытым с 2000-х понятием IDM (то есть intelligent dance music). Однако на асинхронные скрежетания классиков жанра IDM из Autechre или Aphex Twin это вообще не похоже. Секрет привлекательности британца, вероятно, кроется в продуманной мелодике: не изменяя вроде бы своей космической неторопливости, его треки могут обстоятельно и мощно разворачиваться. По этому принципу построен, в частности, прошлогодний альбом «Howl», который 16 апреля электронщик привезет в столичную галерею «Марс». Бородатому моднику помогает и визуальная составляющая: как и в Мехико, в Москве ей займется Роберт Рэтс — владелец звукозаписывающего лейбла Erased Tapes, где и выпускается британский артист.
Конкурирующее за внимание клабера мероприятие пройдет в тот же день в «Конструкторе», где новый альбом представит отечественный музыкант Tyoma. За этой вывеской скрывается старый знакомый индустрии, уроженец Ростова-на-Дону Артем Харченко. Многие помнят его по проектам R-Tem и Kooqla или же по должности «министра всего живого» почившего фестиваля «Казантип» (там он заведовал танцполом Live On Mars). Артем долгое время корпел в студии, чтобы представить свой новый бренд, дебютный альбом «Mirror» и одноименное шоу, причем их премьера обставляется по-западному. Харченко предварительно свозил показать новые композиции и концепцию шоу в Великобританию, Германию и Канаду, собрал там о себе лестные эпитеты и теперь использует их в рекламе премьерной вечеринки в «Конструкторе». Так, немецкий электронный журнал Faze характеризовал творчество Tyoma как «микс Жан-Мишеля Жарра с саундтреками из научно-фантастических кинолент», а диджеи британской BBC Radio One и вовсе говорят о Харченко как о «лучшей современной российской электронике». Судя по выложенным композициям, проект Tyoma — это больше про напористую инструментальную электронику. Вокруг шоу же создается тщательная атмосфера таинственности. Харченко обещает внушительную сцену, способную разместить десять человек, полную темноту в клубе и «игру со светом». Его товарищ диджей Майк Спирит говорит о сложной системе зеркал, куда будут транслироваться видеопроекции. «Немного новый уровень отечественного электронного лайва, как нам думается»,— зазывает Спирит. Сам Харченко не скрывает, что хотел бы прокатиться со своим «Mirror» по хорошим летним фестивалям, а в идеале попасть в пустынную Неваду на Burning Man.
Между тем любителям музыки с привкусом техно в выходные тоже будет чем поживиться. В «Родне» 15 апреля окажется французский дуэт Masomenos, сделавший себе имя на минимал-хаусе новой волны. За саунд команды отвечает звукоинженер и режиссер Адриен де Моблан, а за душу — его подружка, дизайнер-иллюстратор Джоан Косте. Долгое время французы любили медлительные и довольно заковыристые по меркам минимал-хауса композиции — с жирной перкуссией, сумбурными вокальными вставками, кваканьем и фрагментами джаза и фламенко. Судя по последним записям, торопиться куда-либо Masomenos стал еще меньше, но композиции дуэта стали мелодичнее, ритмический рисунок изобретательнее, а все вместе еще меньше похоже на минимал (хотя на обложках пластинок все равно присутствует это слово). К слову, Masomenos можно смело рекомендовать любителям плясать, не выпуская из рук коктейля: изрядная заторможенность французов позволит смело употреблять их прямо на ходу.
Пободрее музыка ожидается 15 апреля в «Крыше мира», куда высадится энергичный канадец Майк Шеннон. Он сводит плясовой тек-хаус со звонкой бочкой. Раньше тяготел к стройным трекам, сделанным с помощью буквально пары инструментов. Расквартированный в Берлине Шеннон много времени проводит в студии с немцем Дэвидом Кохом (по кличке DeWalta): совместно парни создают почти джазовые миксы со вставками духовых инструментов, но за подоснову берут электронные шорохи, стуки и прочие примочки от минимал-техно. Месяц назад компаньоны выпустили свою последнюю пластинку «Residual», которая наверняка прозвучит и в «Крыше мира».
Еще более злую электронику привезет в тот же день в заведение «Артель Бессонница» на «Красном октябре» немецкий ветеран Стефан Бодзин. 46-летнего уроженца Бремена принято упоминать как крайне опытного техно-продюсера, действующего в связке с многочисленными компаньонами. Так, с Оливером Хунтеманном Стефан начинал сводить электронику еще в 1980-х на двухкассетниках, протеже Томасу Шумахеру в 2000-х помогал разбираться с техно-электро, а вместе с Марком Ромбоем пять лет назад выпустил знаменательный тройник «Luna». Последняя пластинка для многих диджеев, так или иначе связанных с техно, стала современной классикой жанра. Ну а год назад Стефан смастерил альбом «Powers Of Ten», причем сделал это в нетрадиционной для себя манере — в одиночку. Пластинка удалась: у немца получилось соединить в ней грусть, злость, медитацию, космические полеты и старорежимное звучание, сделав таким образом заявку на еще одну электронную энциклопедию. «Это альбом о гармониях, мелодиях и ритмах»,— скромно пояснял сам Стефан, уточняя, что посвятил работу американскому изобретателю синтезаторов Роберту Мугу.