ЗСД снимет барьеры
Скоростная трасса ищет способ убрать заторы на пунктах оплаты
Концессионер ЗСД, ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС), планирует внедрить на строящемся центральном участке систему проезда Flow+ (гибрид перспективной free flow и уже существующей fast lane). Этот вариант не позволит полностью убрать шлагбаумы со скоростной магистрали, но, как считают эксперты, сделает тарификацию проезда на ЗСД "более справедливой".
О возможности введения на ЗСД технологии оплаты free flow (безбарьерный проезд) руководство МСС (принадлежит ВТБ и "Газпромбанку", управляет северным и южным участками ЗСД, строит центральный) заявляло в конце 2014 года. Инициатива концессионера затормозилась из-за несовершенства законодательной базы: на данный момент отсутствует возможность штрафовать водителей, не оплативших проезд. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), над которыми уже несколько лет работают в Минтрансе. Технология free flow позволяет автомобилям двигаться мимо пунктов оплаты в режиме безостановочного свободного потока, а оплата за проезд списывается со счета бесконтактным способом: приборы, установленные на рамке, фиксируют номер автомобиля и его класс.
Пока система проезда free flow тестируется только на одном в России объекте — платной дороге в обход Одинцово. Ранее, в 2014 году, руководство госкомпании "Автодор" заявляло о намерении ввести безбарьерную оплату на трассах Москва--Петербург и ЦКАД. В то же время система free flow широко распространена в Израиле, Португалии, Южной Америке, Австралии.
После запуска движения по центральному участку ЗСД (планируется достроить к августу 2016 года) количество поездок по всей платной магистрали возрастет на 30-100%. Как ожидают в консорциуме, избежать заторов поможет система Flow+, представляющая собой упрощенный вариант системы free flow. Основное отличие в том, что безбарьерное оборудование считывает не номерной знак, а сигнал транспондера, установленный на транспортном средстве.
"Данная система рассматривается в качестве основной для обеспечения интеграции центрального участка в общую систему платности ЗСД", — прокомментировали в компании. Там также подчеркнули, что внедрение Flow+ не исключает установку барьерных пунктов оплаты. "На платной дороге может быть создана смешанная система, включающая барьерные пункты оплаты и безбарьерные П-образные опоры, считывающие сигнал транспондера на въездах и выездах с магистрали", — пояснили в МСС.
Сейчас на северном и южном участках ЗСД водитель может расплатиться наличными с оператором либо воспользоваться технологией fast line, которой дооснащено большинство транспондерных полос: на расстоянии 30 м система распознает передающее устройство, автоматически списывает средства со счета и открывает шлагбаум. При этом если подряд движутся две машины с транспондерами, то шлагбаум между ними не опускается. Такой метод позволяет транспорту проезжать через пункты оплаты на скорости 30 км/ч. Однако в обоих случаях шлагбаум будет закрыт до момента оплаты. Несмотря на то, что транспондерами в Петербурге оборудовано довольно большое количество автомобилей (около 53% пользователей ЗСД), шлагбаумы все равно периодически провоцируют пробки.
Руководитель практики "Инфраструктура" консалтинговой группы "НЭО Центр" Николай Захаров полагает, что система Flow+ позволит точнее тарифицировать стоимость проезда для автомобилей, оборудованных транспондерами. "К примеру, сейчас водители, въезжающие на Северный участок ЗСД с Богатырского проспекта и Приморского проспекта, платят на пункте взимания платы (ПВП), расположенном в районе КАД, один и тот же тариф, хотя пройденное ими расстояние различается примерно на четверть. Система Flow+ позволит учитывать указанные различия в пройденном расстоянии", — поясняет он.