Язык послали на три буквы
В ЕГЭ увидели угрозу татарскому национальному образованию
В Татарстане констатируют сокращение использования татарского языка в национальных школах. Вчера глава исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ), депутат Госсовета Ринат Закиров заявил, что причиной этому является ЕГЭ, из-за которого основные предметы в таких школах преподаются на русском. Господин Закиров предлагает прекратить такую практику, установив специальные требования для национальных школ. Наблюдатели соглашаются с ним, отмечая, что в республике до сих пор «не сложилось реальное двуязычие».
Установить отдельные стандарты для татарских национальных школ предложил вчера глава исполкома ВКТ, руководитель депутатской группы в Госсовете «Татарстан — новый век» Ринат Закиров. Он посетовал, что сейчас в школах язык обучения выбирается «на свое усмотрение: какие-то предметы преподаются на татарском языке, какие-то предметы — на русском». В частности, по его словам, на русском языке в татарских школах учителя объясняют физику, химию, математику и другие. «Родители быстро сообразили, потому что в 11 классе нужно сдавать ЕГЭ (экзамен принимается только на русском языке. — „Ъ“). ЕГЭ сейчас как пугало. Все готовы от всего отказаться: от знаний, от родного языка», — подчеркнул господин Закиров.
Использование русского языка в татарских школах Ринат Закиров называет «проблемой». Татарские дети, по его словам, «не успевают овладевать» родным языком. Он убежден, что «татарская гимназия, татарская школа должны дать полноценное знание татарского языка»: «Задача чтобы мы не потеряли ни одного талантливого человека, который мог бы создавать духовную культуру народа». Впрочем, на полном отказе от использования русского языка в национальных школах Ринат Закиров не настаивает из-за «современных требований жизни». Точные науки, по его словам, должны преподаваться на татарском языке, а «терминология — на русском языке». Соответствующие стандарты он предлагает установить на уровне Министерства образования и науки республики, в связи с чем, по его словам, Госсовет должен дать соответствующее поручение правительству Татарстана. «Мы будем этот вопрос поднимать на комитете», — сказал господин Закиров.
Такие заявления глава исполкома ВКТ сделал на пресс-конференции, посвященной реализации в республике закона «О государственных языках Республики Татарстан». Он устанавливает изучение татарского и русского языков в школах Татарстана «в равных объемах». При этом закон, принятый в 1992 году, гарантирует право на свободный выбор языка обучения (оно закреплено за родителями учеников). В 2015-2016 учебном году в Татарстане действуют 785 школ с татарским языком обучения. В 711 школах предметы преподаются на русском языке, в 98 — на чувашском, в 29 — на удмуртском, в 20 — на марийском. В Казани работают 40 национальных татарских школ и гимназий. В 2015 году на программу «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан» из регионального бюджета было выделено 184,2 млн руб.
Получить комментарии в Министерстве образования и науки Татарстана „Ъ“ не удалось. В пресс-службе министерства вчера не отвечали на звонки. Глава комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев обещал „Ъ“ прокомментировать предложения Рината Закирова позднее. Ранее господин Валеев выступил с предложением, чтобы в школах республики преподавали не только татарский язык, но и «татарскую письменность на основе латинской и арабской график». Такие предметы, по его словам, должны вводиться в учреждениях факультативно.
Экс-глава федеральной национально-культурной автономии татар России, журналист Римзиль Валеев соглашается с Ринатом Закировым, что из-за ЕГЭ, который он называет «искусственным препятствием», сокращаются возможности изучать татарский язык. «В последнее время в татарских школах только один предмет изучается на татарском. Это ненормально», — говорит он. Он также сетует, что для поступления в вуз на специальность «татарская журналистика» приходится сдавать не татарский, а русский язык.
Отметим, что два месяца назад о «практически стопроцентном неисполнении» программ, которые должны «служить развитию татарского языка и национального образования», заявлял Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), который в 90-е годы выступал за суверенитет республики. В феврале организация проводила научно-практическую конференцию «Татарский язык как государственный в Республике Татарстан. Почему не получилось за 25 лет?». В резолюции по ее итогам сказано, что «реального двуязычия» в Татарстане «не сложилось». ВТОЦ указывал не только на проблемы с национальным образованием, но и на доминирование русского языка в делопроизводстве, работе судов, правительства и Госсовета. ВТОЦ выступил с требованием к Минобрнауки РФ разрешить сдачу ЕГЭ на татарском, а к властям республики — «возобновить организационные мероприятия по созданию Татарского национального университета» и открыть в каждом районе Казани и райцентре республики «элитные школы с татарским языком обучения».
Вчера на пресс-конференции Ринат Закиров заявил, что не согласен с позицией ВТОЦ, отметив, что власти «продуктивно продвинулись» в сохранении татарского языка, приведя в пример, в частности, создание онлайн-школы изучения татарского языка «Ана теле», а также тот факт, что в Татарстане достигнуто «межнациональное согласие». Впрочем, он поддержал идею «национального университета», предположив, что воплотить его сможет «другое поколение». «Жизнь не останавливается. Народ мудрый, он сохраняет свою культуру и традиции. Поэты, музыка, песни — все дошло», — выразил удовлетворение господин Закиров.