ЦКАД замкнулся
Проведен последний тендер кольцевой дороги
Госкомпания «Автодор» провела последний конкурс, необходимый для строительства ЦКАД. В качестве концессионера для четвертой секции дороги заявилось только ООО «Юго-восточная магистраль», принадлежащее РФПИ и структурам УК «Лидер». Если компанию признают победителем, то ей нужно будет построить 96-километровый участок ЦКАДа менее чем за два года.
Конкурсная комиссия госкомпании «Автодор» вскрыла заявки на право построить четвертую секцию ЦКАД протяженностью 96,5 км между трассами М7 «Волга» и М4 «Дон». Подано одно предложение — от ООО «Юго-восточная магистраль». Компания, по данным Kartoteka.ru, на 25% принадлежит УК «Лидер», на 40% — ООО «Инфраструктурные инвестиции-2» (структура Российского фонда прямых инвестиций), на 35% — ООО «Новое качество дорог». Принадлежащая УК «Лидер» компания «Главная дорога» в 2009–2013 годах строила платный обход Одинцово (вложив в проект 14 млрд руб.) и с тех пор его содержит. Поскольку на тендер заявился только один участник, то формально конкурс признан несостоявшимся. Но закон «О концессионных соглашениях» позволяет «Автодору» все же заключить с компанией соглашение после изучения заявки. Решение будет принято в течение месяца.
Стоимость строительства четвертой секции оценивается в 76,5 млрд руб., 49,6 млрд руб. из которых даст государство в лице «Автодора». Концессионное соглашение будет действовать до 2030 года, в течение этого времени выигравшая тендер компания получит 79 млрд руб. от государства.
Напомним, что проект ЦКАДа (должен быть построен к 2018 году), поделен на пять секций. Группа компаний «Аркс» сейчас работает на пятой секции (между Ленинградским и Киевским шоссе), Crocus Group — на первой (между Киевским шоссе и М4 «Дон»). 11 апреля 2016 года «Автодор» разыграл конкурс на третью секцию (между Ленинградским шоссе и трассой М7), заявку подала также одна компания — ООО «Автодорожная строительная корпорация» (принадлежит на компании «Автобан» и испанской корпорации Sacyr). Вторая секция имеет статус перспективной и строиться в ближайшие годы не будет.
Четвертая секция будет проходить через Ногинский, Павлово-Посадский, Воскресенский и Раменский районы, город Электросталь и Домодедово, сообщили в «Автодоре». Это будет абсолютно новая дорога, которая пройдет недалеко от Малого бетонного кольца. Расчетная скорость движения по трассе — 140 км\ч, в каждую сторону будет по две полосы (в перспективе — по три). Проект предполагает строительство шести развязок и 17 мостов. Строительство четвертой секции ЦКАД позволит жителям юга Подмосковья без пробок доезжать до трасс М5, М7, Егорьевского шоссе, а оттуда следовать в сторону Нижнего Новгорода, Рязани, Касимова. Проезд будет платным, тарифы еще не определены. Глава «Автодора» Сергей Кельбах ранее заявлял: о ценах на проезд «можно будет говорить не раньше чем в конце 2017 года».
Тот факт, что на конкурс заявилась только одна компания, «отражает современные экономические реалии», говорит старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова. «Ситуация усложняется не только колебанием курса рубля, высокими банковскими ставками по кредитному финансированию, но и нежеланием пользователей платить за проезд по установленным тарифам даже в пределах, установленных законодательством,— говорит она.— В итоге инвесторы сомневаются в возможности вернуть вложенные средства. К тому же в текущей экономической ситуации стоимость строительства зачастую может значительно превысить рассчитанную несколько месяцев назад на момент объявления конкурса, а это тоже риски инвестора».
Как Счетная палата заехала на ЦКАД
Средства Фонда национального благосостояния, выделенные на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), потрачены неэффективно, строительство дороги до сих пор не началось. К такому выводу пришла Счетная палата России в августе 2015 года. Ранее собственные претензии к проведению тендеров на строительство ЦКАД предъявила Федеральная антимонопольная служба, а главе госкомпании «Автодор» Сергею Кельбаху премьер Дмитрий Медведев вынес выговор. Читайте подробнее