У "Платона" просят постоплату
Административный ресурс
За первые пять месяцев работы системы сбора платы с большегрузов "Платон" у бизнеса возникло много вопросов по ее поводу. Впрочем, в компаниях признают, что этот сбор стабилизирует работу автоперевозочного сектора. Участники рынка считают, что оператору и властям необходимо внести в работу системы ряд изменений, и одним из них должно стать введение постоплаты.
Половина плана
По последним опубликованным данным оператора системы ООО "РТ-Инвест Транспортные системы", на 19 апреля в системе взимания платы "Платон" было зарегистрировано 698 тыс. транспортных средств массой свыше 12 тонн от 239 тыс. владельцев, в том числе более 95% крупных владельцев транспортных средств (с автопарком, превышающим 50 машин). В дорожный фонд к тому времени уже было перечислено около 6,4 млрд руб. Пользователи системы оформили больше 6,6 млн маршрутных карт. Правда, уже сейчас в Министерстве транспорта признают, что доходы от "Платона" в 2016 году будут вдвое меньше ожидавшихся. "Предполагалось, что бюджет сможет получить 39,5 млрд руб., сейчас же Минтранс надеется собрать чуть более 20 млрд руб.",— говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО "Финам".
Напомним, "Платон" запущен с 15 ноября 2015 года, проезд по 1 км федеральной трассы обходится грузовику (массой более 12 тонн) в 1,53 руб. Этот тариф будет действовать до 1 июля 2017 года, после чего ожидается его увеличение предположительно до 3,06 руб. Деньги, взимаемые с транспортных средств, поступают в Федеральный дорожный фонд и в дальнейшем будут направлены в качестве трансфертов на федеральные и региональные дорожные проекты, в том числе реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.
Итоги первых месяцев работы системы "Платон" показали, что бизнес неоднозначно оценивает ее результаты. "У властей давно было понимание того, что рынок автоперевозок по России неконтролируемый. Нужно было навести порядок",— говорит Александр Соболев, генеральный директор холдинговой компании "Транссертико". И кризисное время, когда бюджету нужны деньги, оказалось весьма подходящим для ввода такой системы. По словам представителей компаний, основная ее заслуга — "обеление" и стабилизация рынка. "Все логистические компании знают о проблеме пропажи автомобилей с ценным грузом. Таких мошеннических случаев происходило много. Риски подобных действий закладывались и продолжают закладываться в стоимость грузоперевозки",— отмечает господин Соболев. По его мнению, контроль над грузоперевозками даст гарантию их надежности, что приведет к стабилизации цены, так как транспортные компании не будут закладывать риски в стоимость перевозки. С этим согласен и Руслан Воронцов, руководитель отдела продаж компании Transporeon. "Система позволяет постепенно вывести из тени перевозки, а соответственно, повысить собираемость налогов с оплаты за эту услугу",— рассказывает он.
Проблемы и их решения
За почти полгода работы системы стали очевидны и ее недостатки. "Перевозчики, у которых был большой парк собственных фур, стараются распродать грузовые автомобили. Мы наблюдаем, как наши партнеры в России, небольшие транспортные компании, стали все чаще предлагать услуги по перевозке сборных грузов, а также работать с "догрузками". Согласно нашей внутренней статистике, приток заказов на доставку грузов по РФ резко сократился. Объем транспортировок 20-тоннажными грузовыми автомобилями внутри страны упал примерно на 20%",— отмечает Карина Токина, оперативный директор Polar Logistics Russia. Однако больше всего претензий у компаний к технической стороне работы системы. "В частности, "Платон" требует соблюдения определенного маршрута, включающего исключительно федеральные трассы. И при этом игнорирует возможность объезда. Кроме того, протяженность маршрута, регистрируемого "Платоном", и данные, полученные с использованием ГЛОНАСС и GPS, нередко разнятся, причем не в пользу фактического проезда, в результате с водителей списывались несправедливо завышенные суммы. Наконец, плохо решены проблемы технической поддержки в случае поломки оборудования",— перечисляет господин Калачев. Его мнение разделяют и в холдинговой компании "Транссертико". "Очевидно, что будущее логистики — в эффективных ИТ-решениях, и с этой точки зрения системы, подобные "Платону"", безусловно, необходимы. Однако чтобы ИТ-решение было эффективным, еще в процессе разработки крайне необходима обратная связь с пользователем. Большой вопрос для бизнеса — насколько плотным было общение разработчиков с логистами при разработке "Платона"",— говорит господин Соболев.
В первые дни работы системы многие компании испытали трудности, соглашается Денис Захаров, руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок Itella в России. "Можно сказать, что это был настоящий транспортный коллапс. Но постепенно "Платон" стал работать в приемлемом режиме. И сейчас если и возникают проблемы, то они носят уже не такой массовый характер",— подчеркивает он. Проблемы возникали как при регистрации, так и при оплате, согласен господин Воронцов. По его словам, на сегодня полностью решена проблема регистрации в системе.
Напомним, что накануне ввода в действие системы "Платон" во многих компаниях утверждали, что дополнительные сборы приведут к росту цен на товары в магазинах. Однако сегодня бизнес уже не столь категоричен. В ряде организаций считают, что повышение стоимости продовольствия на полках не связано с действием сбора. "Логисты, как никто другой, знают, что логистика сейчас работает практически бесплатно — лишь бы удержаться на плаву. Расходы, связанные с "Платоном", минимальны и не могли вызвать такой рост цен на товары",— говорит господин Соболев. Он не считает, что выросшие цены товаров в магазинах — результат запуска "Платона". "Рост цен случился из-за целого ряда факторов, таких как очередной провал курса рубля, увеличение количества отечественных продуктов на прилавках, стоимость которых в торговых сетях очень быстро догоняет европейские аналоги из санкционного списка и не только",— уверен и господин Воронцов.
Во многих компаниях советуют не делать поспешных выводов. "Но, конечно, повышение цен на продукты становится закономерным исходом. Для этого необходимо понимать не только, какая логистическая составляющая заложена на перевозку готовой продукции с фабрики в магазины, но и какие транспортные издержки были при производстве этой группы товаров",— рассуждает господин Захаров. "По некоторым подсчетам, даже минимальный сбор, утвержденный сразу после внедрения системы, приводит к увеличению стоимости перевозки ориентировочно на 4-6%. Если же прибавить к этому искусственный дефицит транспортных средств, вызванный неготовностью перевозчиков к использованию системы, то стоимость доставки готовой продукции может возрасти до 10%. Но окончательной и достоверной статистики пока нет",— уточняет господин Калачев.
Требуется доработка
Бизнес назвал ряд недостатков системы "Платон", после устранения которых она стала бы более удобной для перевозчиков. "Уверен, что для повышения качества работы системы разработчикам обязательно нужна обратная связь с собственниками автотранспорта — как большими компаниями, так и теми, у кого всего несколько машин. Именно они как пользователи будут давать самую объективную информацию о работе системы, что позволит ее оптимизировать",— говорит господин Соболев. Другое важное предложение — ввести постоплату. "Первое, что хотели бы увидеть многие участники,— это постоплатная система. Работа в "Платоне" сейчас ведется по авансовым платежам, что создает определенный дискомфорт: перевозчикам необходимо было в кратчайшие сроки пересмотреть затраты и выделить из оборота необходимые суммы",— объясняет Андрей Попов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. "Оператору необходим и качественный колл-центр. Это крайне важно, ведь когда компании платят большие суммы, они должны получать быструю и полную обратную связь по любым вопросам",— подытоживает господин Захаров.