Обходной маневр

Тенденция

Страсти вокруг автомобильных грузовых перевозок через территорию Украины и Польши поутихли, российские компании возобновили транзит через эти страны. Однако противоречия могут в любой момент обостриться вновь, поэтому наш корреспондент, вооружившись картой, калькулятором и экспертной поддержкой, принялся разрабатывать обходные пути.

Российским перевозчикам и логистическим компаниям после закрытия украинских границ пришлось быстро менять маршруты, и теперь они держат их на всякий случай наготове

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Основы транспортной географии

Через Украину в Россию и из нее идут грузы в страны Южной Европы, также Румынию и Венгрию. Польша "отвечает" за более обширную территорию — Западную, Восточную и даже некоторые страны Северной Европы.

В начале года польская сторона попыталась добиться отмены положений российского закона, который, по мнению поляков, ущемлял их интересы. Дискуссия привела к срыву переговоров по квотам на разрешения на транспортировку грузов между странами. В итоге почти весь февраль машинам было запрещено пересекать границу. Положение осложнилось тем, что две недели в феврале была закрыта и Украина.

Российским перевозчикам и логистическим компаниям пришлось быстро менять маршруты, и теперь они на всякий случай держат их наготове: "Несмотря на сегодняшнюю стабильность, необходимо всегда иметь альтернативный вариант. Работая с производственными компаниями, ты несешь ответственность за бесперебойную работу конвейера",— говорит директор подразделения GLobal Supply Chain компании FM Logistic в России Алексей Мисаилов.

Если не разрешает Украина, спроси у Польши

В случае закрытия транзита через Украину возможна доставка грузов через Белоруссию и Польшу, полагает Виталий Непомящий, начальник отдела международных грузовых перевозок DPD в России. По его словам, это увеличит стоимость перевозки примерно на 17-22% по отношению к стандартному маршруту и добавит два-три дня в случае отсутствия значительных пробок на границе. Господин Мисаилов уточняет, что самый короткий путь лежит через Белоруссию с применением процедуры таможенного склада на ее территории. "Сначала доставка белорусским или польским перевозчиком до склада в Белоруссии, далее перегруз на отечественного или белорусского перевозчика, и в режиме таможенного склада транспортировка до конечного таможенного органа в России". Это выходит на €200-400 дороже докризисных тарифов.

Кроме того, альтернативой обхода Украины может служить паромная линия Варна (Болгария)--Новороссийск (Россия) с остановкой в грузинском порту Поти. "Ставки по данному маршруту будут ориентировочно на €300-400 выше, чем при перевозке через территорию Украины",— рассказал Виталий Репко, руководитель отдела логистики транспортно-логистической компании ICTA.

Если не разрешает Польша, спроси у Украины

Пути в обход Польши также влетят в копеечку.

Первый вариант — использование паромного сообщения: судоходные компании доставляют фуру из портов Германии в порты прибалтийских стран, Финляндию или Россию, откуда груз катится до точки назначения уже на колесах. Минус заключается в том, что в порту можно провести до десяти дней в ожидании парома. Второй путь — через Украину, что увеличивает время в пути на два-три дня. Наконец, третий способ, что называется, на перекладных: иностранный перевозчик, например польский, довозит груз до склада в Белоруссии или Прибалтике, где он перегружается на российскую, белорусскую или, скажем, литовскую фуру и отправляется в Россию.

Варианты с паромами и транзитом Александр Пятибрат, начальник транспортного отдела компании ТРАСКО, называет близкими друг другу по стоимости: и там, и там надо накинуть на "докризисный" тариф €400-500, вариант "на перекладных" увеличивает ценник еще на €100. Господин Репко счел оптимальный способ с перегрузом в Прибалтике: "Таким маршрутом наши клиенты пользуются уже много лет. В этом случае стоимость перевозки увеличивается на €200-250, а транзитное время — максимум на один-два дня".

Полная блокада

Если с украинцами договориться не удается, грузы идут через Белоруссию и Польшу

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

В случае двойной блокады, которая пару недель наблюдалась в феврале, Сергей Лапин, первый заместитель генерального директора SPSR Express, предлагает маршруты, комбинирующие водный и наземный транспорт. Первый-- северный, здесь возможны два варианта: Москва--Финляндия--Германия или Москва--Литва--Германия. Сроки доставки такими путями до Германии (Гамбурга) составляют до 12 дней. Второй — в южном направлении: наземным транспортом до порта Новороссийска, а затем морским до Греции, Испании или Германии через Стамбул. Срок доставки — до 14 дней.

Полностью наземный маршрут в таком случае едва ли удастся сделать коммерчески привлекательным. Единственный способ для российских перевозчиков — реализовать "перекладной" вариант, то есть довезти товар до Прибалтики или Белоруссии, где отдать его компании, у которой с проездом по Польше и Украине проблем нет. Однако это увеличит для клиента стоимость доставки в совокупности на €400-500, чего рынок, скорее всего, не примет. "Отсутствие только российских машин на этих направлениях, по крайней мере, в краткосрочной перспективе без проблем компенсируют перевозчики из других стран, что и произошло в феврале",— заключил господин Пятибрат. Впрочем, здесь все зависит от конкретных условий транспортной задачи: господин Репко уверен, что транзит через Прибалтику — вполне рабочий вариант. Он приводит следующие расчеты. Цена доставки в тенте из Дюссельдорфа (Германия) до Нижнего Новгорода: до закрытия Польши — €2,5-2,6 тыс., после закрытия Польши — при использовании паромного сообщения €2,9-3,1 тыс., при использовании перегруза товара в Риге €2,75-2,85 тыс.

В любом случае выход из положения российские логисты найдут. "В конце концов, блокада со стороны Украины или неуступчивость поляков — это пиление сука, на котором они сами и сидят. А для нас, экспедиторов, только в радость заняться диверсификацией потоков. Потом уже на старые маршруты и не заставишь вернуться!" — резюмировал коммерческий директор компании "Трансазия Логистик" Аркадий Иванов.

Иван Соловьев

Вся лента