Свежая логистика
Точка зрения
В связи с введением санкций на импорт товаров из Европы с лета 2014 года ситуация на рынке скоропортящейся продукции начала ухудшаться. Качество товаров в торговых сетях, а именно фруктов и овощей, упало, а цены на них возросли. В то же время началось активное импортозамещение товарами российского производства. В целом рынок скоропортящейся продукции расширяется: появилось много локальных поставщиков и производителей.
На сегодняшний день в торговых сетях наблюдается прирост по объему обработки фруктов и овощей в распределительных центрах на 20-50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом большая часть товаров приходит от локальных поставщиков и дистрибуторов, которые также везут импортные продукты на склад. По объему обработки молочной продукции, свежего мяса, мясных деликатесов и рыбы наблюдается рост в пределах 15-30%.
Но в целом нельзя сказать, что качество товаров упало до критических показателей. В настоящее время наблюдается сезонный спад, однако это ежегодное явление. После введения санкций сильнее всего пострадал сегмент экзотических фруктов, овощей и ягод. При этом сейчас появилось большое количество локальных ярмарок и лавок, в которых можно приобрести скоропортящиеся продукты российских производителей.
На рынке логистики в связи с экономической ситуацией выросло число предложений с очень низкими ценами на аренду площадей, поэтому многие компании принимают решения об осуществлении операций на собственных складах. В первую очередь это делается для снижения затрат и оптимизации процессов. Многие дистрибуторы начинают оказывать услуги ответственного хранения для небольших компаний по очень низким ценам, чтобы сократить свои расходы на аренду. Но у такого рода сервиса есть, конечно, и минусы. Например, поддержание особого температурного режима на стандартном складе класса А с рабочей высотой 12 м очень затратно, потому что для охлаждения таких помещений требуется более мощное оборудование и в такой высоте нет необходимости, так как при хранении скоропорта почти не используют сток, то есть стеллажи. Следовательно, клиентам приходится переплачивать. Но в случае если у компании есть возможность использовать высотность себе в плюс, то переход на собственный или арендованный склад позволит оптимизировать затраты.
При работе с сегментом "фреш" лучше осуществлять операции на собственных складах, построенных под требования данного рынка. Помещение должно иметь рабочую высоту не более 8-10 м, погрузо-разгрузочные ворота с противоположных сторон здания для облегчения процесса приемки, отгрузки и разграничения данных потоков. Также необходима увеличенная зона экспедиции, которая позволит делать разгрузку и приемку товара как по качеству, так и по количеству, не мешая другим процессам на складе. Например, мы при строительстве собственных складов стараемся учитывать все возможные требования и пути оптимизации складских процессов уже на этапе монтажа.
Одна из новых тенденций среди производителей и дистрибуторов в сегменте скоропортящейся продукции — это размещение стоков товара на одной территории с распределительным центром торговой сети, для чего специально арендуется склад или ведется работа с логистическим провайдером данной сети. Такая мера позволяет эффективнее и быстрее поставлять товар в РЦ, избегая лишних затрат на транспорт и имея в наличии основной ассортимент, который может понадобиться в короткие сроки. При работе с логистическим провайдером сохраняется максимально высокий уровень качества товара, так как оператор будет принимать продукцию с соблюдением всех требований торговой сети. К тому же существует тенденция к переходу на прямые договоры с сетями и сокращению работы с дистрибуторами. Данные изменения вызваны желанием ритейлеров иметь прозрачность в поставке товаров сегмента скоропортящихся продуктов на прилавки. Таким образом, часто некрупным производителям приходится обращаться к логистическим провайдерам для получения комплексного решения по обработке, хранению, подготовке и доставке заказов в торговые сети.
В итоге рынок скоропортящейся продукции адаптировался под настоящую экономическую и политическую ситуации и развивается в нынешних реалиях. Появилось много новых производителей, направлений и товаров сегмента "фреш", а вместе с ними и новые решения для данного рынка. Продукция категории скоропорта всегда относилась и будет относиться к товарам первой необходимости, поэтому никогда не потеряет высокий спрос потребителей и не исчезнет с прилавков магазинов, по крайней мере крупных городов.