Реструктуризация на простое
Концерн "Тракторные заводы" пока не дождался денег ВЭБа
Решение о выделении ВЭБом концерну "Тракторные заводы" (КТЗ) бридж-кредита в 20 млрд руб. затягивается. Это не только тормозит реструктуризацию долгов, но и, по заявлению КТЗ, уже привело к нехватке оборотных средств, из-за чего гражданские предприятия концерна уйдут на простой на весь май. Источники "Ъ" говорят, что задержка вызвана сменой менеджмента ВЭБа. Но собственник КТЗ Михаил Болотин, напротив, уверяет, что у нового руководства госкорпорации претензий к плану реструктуризации нет, и рассчитывает получить кредит к июню.
КТЗ в мае приостановит работу 25 предприятий, выпускающих продукцию гражданского назначения, сообщила компания, это коснется порядка 10 тыс. сотрудников. Причина остановки — дефицит оборотных средств для финансирования деятельности концерна. Глава КТЗ Михаил Болотин объяснил нехватку средств недозагрузкой мощностей, которая приводит к режиму неполного рабочего времени и отражается на зарплате сотрудников. В среднем загрузка мощностей гражданских дивизионов составляет порядка 60%, а военного — 100%, уточнил господин Болотин "Ъ".
В КТЗ входят активы в РФ и Европе, в том числе 17 предприятий военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения, персонал — около 20 тыс. человек. По данным "Ъ", на конец 2015 года долг КТЗ составлял порядка 82 млрд руб. По словам господина Болотина, сейчас долговая нагрузка снизилась до 44 млрд руб. "за счет программы реструктуризации и дисконтирования".
Главной причиной сложившейся ситуации в КТЗ называют "затянувшееся рассмотрение вопроса реструктуризации" долга, решения по которому были приняты в декабре 2014 года. В концерне добавили, что невозможность получения кредитов может сорвать как производственные планы, так и инвестпроекты по выпуску импортозамещающей дорожно-строительной и сельхозтехники. Чтобы это предотвратить и стабилизировать социальную обстановку, в концерне считают необходимым "оперативное принятие комплексных решений", требующих консолидации федеральной власти и ВЭБа (основной кредитор).
Суть реструктуризации долгов КТЗ заключалась в том, что ВЭБ предоставит концерну бридж-кредит на 20 млрд руб. на выкуп долгов у банков, а выкупленные до этого долги конвертируются в акции одной из структур КТЗ. Также предусмотрена реализация непрофильных активов и выкуп части долгов "дружественными КТЗ структурами", рассказывал Михаил Болотин в интервью "Ъ" в мае 2015 года. Был заключен и опцион, по которому господин Болотин и его партнер Альберт Баков возвращают ВЭБу €200 тыс., а ВЭБ возвращает им 100% акций. Опцион был реализован в марте, и ВЭБ передал контрольные пакеты акций предприятий КТЗ прежним собственникам.
Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, план реструктуризации "застыл" на стадии одобрения выдачи бридж-кредита — на уровне правления ВЭБа. Предполагалось, что кредит будет выдан двумя траншами под залог продукции, движимого и недвижимого имущества: первый транш должны были провести до апреля, второй — до июля. В ВЭБе ситуацию не комментируют. Источник "Ъ" в отрасли связывает задержку кредита со сменой топ-менеджмента ВЭБа (в конце февраля главой госкорпорации вместо Владимира Дмитриева стал Сергей Горьков). Другой собеседник "Ъ" констатирует, что "без возможности пополнения "оборотки" было понятно, что КТЗ рано или поздно встанет". Но в пятницу Михаил Болотин сообщил "Ъ", что опцион по возврату акций наконец был реализован "во многом благодаря смене топ-менеджмента в ВЭБе". Он заверил, что у ВЭБа нет вопросов и претензий к плану реструктуризации, а получить кредит совладелец КТЗ рассчитывает к концу мая--началу июня.