"Аэрофлот" перебирает самолеты
Перевозчик меняет планы из-за "Трансаэро" и падения рынка
"Аэрофлот" пересматривает заказы новых самолетов у Boeing и Airbus, мотивируя это приходом в группу 35 самолетов из парка бывшей "Трансаэро". Но компания начала коррекцию закупок еще в середине 2015 года на фоне падения авиарынка и уже снижала долгосрочный прогноз по пассажиропотоку. Эксперты замечают, что спрос на новые дальнемагистральные самолеты падает и за рубежом, но из-за дешевеющего топлива теперь и старые модели оказываются рентабельными.
Группа "Аэрофлот" пересмотрит потребности в дальнемагистральных самолетах в связи с получением 35 судов из парка обанкротившейся "Трансаэро", сообщило в пятницу Bloomberg со ссылкой на заместителя главы "Аэрофлота" по стратегии и альянсам Джорджо Каллегари. По его словам, "планы, связанные с пополнением флота, требуют корректировки и обновлений".
Господин Каллегари сообщил, что в 2016 году в парк группы должны поступить 16 новых самолетов: десять узкофюзеляжных Boeing 737-800 и шесть Airbus A321. Они будут летать по европейским направлениям, где работала "Трансаэро": в Париж, Рим, Афины, Женеву и Казахстан. По словам топ-менеджера, после этого "вряд ли понадобится такое же количество самолетов, как планировалось в середине 2015 года". В марте в МСФО группы за 2015 год сообщалось, что заказ на 30 А320 сокращен до 21 судна, а первые поставки сдвинуты на 2017 год. Вместо 19 А321 с поставкой в 2016-2018 годах придут 12 самолетов с 2017 года.
Джорджо Каллегари уточнил, что и 19 широкофюзеляжных дальнемагистральных Boeing 747 и 777 "Трансаэро" поступят в компанию в этом году. Как ранее сообщал "Ъ", именно они будут переданы в парк авиакомпании "Россия" (см. "Ъ" от 3 декабря 2015 года). Эти самолеты будут летать в том числе на Дальний Восток. В связи с этим "Аэрофлот" пересматривает заказы на 22 А350 и 22 Boeing 787 Dreamliner. Уже в отчетности группы за 2015 год говорилось, что объемы и сроки поставок корректируются из-за роста расходов на операционный лизинг самолетов (номинирован в валюте) — на 86,4%, до 44,4 млрд руб.
Парк группы (включает "Аэрофлот", "Россию", "Победу" и "Аврору") состоит из 257 самолетов. 167 судов эксплуатирует сам "Аэрофлот", 91 — дочерние компании. В операционном лизинге находятся 78% самолетов, в финансовом — 22%. В парке 70% среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, 15% широкофюзеляжных, 15% — региональных узкофюзеляжных.
Но о планах пересмотра поставок дальнемагистральных судов "Аэрофлот" говорил еще в июне 2015 года — в контексте заказа B787 Dreamliner. Авиакомпания хотела отказаться от них, ссылаясь на "пропускную способность" Шереметьево и устойчивость развития флота и маршрутной сети "с точки зрения соотношения узкофюзеляжных и широкофюзеляжных машин". С тех пор "Аэрофлот" снизил на 5% прогноз пассажиропотока до 2021 года, до 61,5 млн человек (в 2015 году 39,3 млн), в частности из-за стагнации рынка. Глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлер говорил "Ъ", что с 2014 по 2034 год пассажиропоток в РФ будет ежегодно расти примерно на 2,7%. За январь--февраль пассажиропоток российских авиакомпаний сократился на 2,9%, до 10,7 млн человек, "Аэрофлот" показал рост на 13%, до 3,9 млн человек.
Господин Каллегари сообщил, что "Аэрофлот" достиг договоренностей с Boeing о прежних объемах поставок 787-х. Но в заказе на А350 восемь самолетов — в модификации А350-800, которую Airbus не планирует производить, и одним из решений, по мнению топ-менеджера, будет приобретение только 14 самолетов, но в версии А350-900. "Переговоры продолжаются, тем более что самолеты потребуются не ранее 2018 года, когда будет расширен аэропорт Шереметьево, который будет принимать участников чемпионата мира по футболу",— сообщил он. В МСФО группа сообщала, что вместо 22 Boeing 787 Dreamliner с поставкой в 2016-2019 годах компания получит 20 судов в 2017-2019 годах. Сокращения коснутся и Boeing 777: вместо трех самолетов в 2016 году компания получит лишь один в 2017-м (см. "Ъ" от 2 марта).
В Boeing и Airbus не комментируют детали переговоров с заказчиками. Глава Infomost Борис Рыбак говорит, что корректировки поставок — "нормальный рабочий процесс авиакомпании". Эксперт отметил, что зарубежные авиакомпании также пересматривают закупки дальнемагистральных судов, но на фоне удешевления авиакеросина это позволяет использовать имеющиеся менее экономичные суда без ущерба финансам.