«Подобный запрет загонит в тупик все общество»
Фальсификацию истории могут приравнять к экстремизму
Глава Следственного комитета предложил ввести уголовную ответственность за фальсификацию истории России. Александр Бастрыкин опубликовал статью о методах борьбы с экстремизмом в журнале «Коммерсантъ-Власть». По мнению руководителя СК, публичные заявления, искажающие исторические факты и события, нужно приравнять к экстремизму. В связи с этим в Уголовный кодекс и в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» должны быть внесены соответствующие поправки, считает Бастрыкин. В частности, под уголовную ответственность может попасть отрицание итогов референдума в Крыму.
«Определенные особенности экстремистской деятельности сложились в Крымском федеральном округе, где предпринимаются попытки поставить под сомнение результаты референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации. Представляется необходимым дополнить содержащееся в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" понятие экстремистской деятельности таким проявлением, как отрицание итогов всенародного референдума. Также дополнить Уголовный кодекс квалифицирующим признаком, предполагающим призывы к экстремистской деятельности, если они сопряжены с фальсификацией сведений об исторических фактах и событиях», — написал Бастрыкин.
По мнению главы Следственного комитета, референдум в Крыму был важным волеизъявлением населения полуострова. Поэтому этот исторический факт должен находиться под особой правовой защитой. Искажение исторических событий нельзя приравнивать к экстремизму, уверен член совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.
«Никакого отношения к экстремизму это не имеет. Нельзя в уголовном порядке наказывать за спор по поводу тех или иных исторических событий. Это, безусловно, загонит в тупик не только историческую науку, а вообще все общество, в частности российское. И само по себе наказание такого рода, даже за отрицание геноцида, прямо противоречит нормам, в частности, Европейской конвенции статьи 10 "Свобода мысли и выражения мнений". Это же противоречит и статье 22 Конституции Российской Федерации», — напомнил Орлов «Коммерсантъ FM».
Руководитель СК приводит в пример мировую практику применения уголовных наказаний за фальсификацию исторических событий. В частности, это уголовная ответственность за отрицание холокоста в Израиле или за отрицание геноцида армян во Франции. Подобные факты, скорее, — исключения из правил. Для того чтобы вводить наказания, нужно четко прописать юридическое понятие «фальсификация истории». Так считает глава Центра изучения новейшей истории России и политологии РАН Сергей Журавлев.
«У нас есть закон, который запрещает непризнание победы во Второй мировой войне стран антигитлеровской коалиции. Но вообще-то в истории такого рода законодательные акты — это исключения, которые основаны на уникальности события, о котором идет речь. Здесь возникает вопрос, а где критерии и где ограничения, потому что при желании любое событие можно включить в этот запретный список. До тех пор, пока не будет какого-то четкого критерия, о чем идет речь, мы можем скатиться в ситуацию запретов», — опасается Журавлев.
Кроме прочего, в качестве методов борьбы с экстремизмом глава Следственного комитета предложил ввести ограничения на доступ к иностранным СМИ через интернет.