«АвтоВАЗ выживал во все времена»
Совет директоров концерна могут покинуть Сергей Чемезов и Карлос Гон
В руководстве АвтоВАЗа вновь произойдут серьезные перестановки. Из совета директоров концерна могут выйти представители ключевых акционеров: гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов и глава альянса Renault Nissan Карлос Гон. Ожидается, что председателем совета директоров в этом случае станет замгендиректора госкорпорации «Ростех» Сергей Скворцов, а cтарший вице-президент Renault Дени Левот перейдет на должность заместителя председателя совета директоров АвтоВАЗа. Изменения будут утверждаться на собрании акционеров 23 июня в Тольятти. Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Марата Кашина.
— Как вы думаете, на что указывают все эти перестановки? К чему это все?
— С формальной точки зрения ничего тут такого страшного нет, потому что, я так понимаю, Карлос Гон был два срока во главе совета директоров, и теоретически его должен был поменять Сергей Чемезов. Но Сергей Чемезов, как известно, находится в санкционном списке и не сможет возглавить совет директоров, поскольку его надо практически собирать то в Париже, то в Москве, то еще где-то, а он под санкциями. Это точка зрения формальная, что всего лишь перестановки вызваны тем, что на одном из руководителей санкции, а второй уже отбыл свои два срока.
— Как вы думаете, какие задачи сейчас стоят перед советом директоров на фоне известного спада продаж?
— С формальной точки зрения все вроде хорошо. А с неформальной, возможный увод этих ключевых фигур из совета директоров — это плохо. Это может означать то, что АвтоВАЗ отходит на вторые роли и для Renault, и для российского правительства. Скорее, появление такого человека, как Скворцов, во главе совета директоров воспринимается как явление финансиста, который будет решать вопрос дофинансирования АвтоВАЗа, покрытие каких-то убытков. И задача такая — сократить убытки и продолжать выпуск автомобилей. Вряд ли речь идет о том, чтобы расширять модельный ряд, допустим.
— Не далее как сегодня Николя Мор — новый президент АвтоВАЗа — встречался с Мантуровым. И Мантуров пообещал АвтоВАЗу господдержку, но не в виде прямых инвестиций, как раньше, а в виде программ стимулирования спроса. Такая «хорошая мина при плохой игре» — попытка все-таки продемонстрировать, что государство помнит про АвтоВАЗ или что-то другое?
— Государство, к счастью, помнит про весь автопром, это радует. Потому что программы поддержки со стороны государства распространяются не только на АвтоВАЗ, но и на ГАЗ, и на других производителей. К счастью, меры действуют. Не будь их, рынок бы упал значительно глубже. В любом случае, Минпром будет поддерживать. А то, что не дадут денег напрямую, это понятно было: если и даст кто деньги, то французский акционер, и то непонятно, на каких условиях.
— Даст все-таки деньги французский акционер?
— Посмотрим. Во всяком случае, я так понимаю, большая надежда именно на франко-японский концерн. Потому что в России вряд ли будет даже вопрос подниматься о том, чтобы государство снова дало денег АвтоВАЗу, как это было несколько лет назад.
— То есть тема докапитализации пока закрыта?
— Открыта. Но, скажем так, открыто обсуждается вопрос возможной докапитализации со стороны альянса.
— Хорошо, если ни государство, ни альянс не дадут денег АвтоВАЗу, выживет ли он?
— Я надеюсь, АвтоВАЗ выживет в любом случае: все-таки ему не дадут утонуть, государство не допустит, потому что это не просто социально значимое предприятие для Тольятти и Самарской области. Но в некотором смысле, наверное, это наше самое показательное предприятие, которое во все времена, так или иначе, выживало, и на долю которого на сегодняшний день приходится 20% российского авторынка.
— Многие считают отставку Бу Андерссона несправедливой по отношению к нему, несвоевременной. А ваша точка зрения какова?
— Надо сказать, что, кто бы ни стал, как Николя Мор или кто-то другой был бы взамен Андерссона, они будут продолжать то, что он делал. Он трудоголик в хорошем смысле этого слова. Я с ним знаком много лет — он пахал, не жалея живота своего. Конечно, были ошибки, надо было кого-то принести в жертву — такой барашек. Вот принесли в жертву Бу Андерссона, хотя мне и кажется, что было проще и честнее некоторые его действия подправить. А так ему дали карт-бланш, а потом сказали: во всем ты виноват, виноват и в том, что хочется мне кушать, в том числе.
Как будут спасать главный автозавод России
Отправленного в отставку в марте главу АвтоВАЗА Бо Андерссона в Тольятти, мягко говоря, не любили. Он сокращал персонал и заменял российских поставщиков международными. Цена выведенных в серию современных Vesta и XRay высока, а убытки завода беспрецедентны. Эффективный менеджмент оказался для АвтоВАЗа дорогой в очередной тупик. Читайте подробнее
АвтоВАЗ не может без вливаний
На фоне обвала российского авторынка его лидер АвтоВАЗ по итогам 2015 года показал рекордный убыток почти в 74 млрд руб. Сейчас АвтоВАЗу вновь нужна докапитализация, но теперь она пройдет, скорее всего, за счет альянса Renault-Nissan, который владеет контрольным пакетом. «Ростех» планирует сохранить блокпакет предприятия, конвертировав долги АвтоВАЗа в акции. Читайте подробнее