Рэп на государственном уровне
Баста отчитался в Кремле
Концерт рэп
Год назад Василий Вакуленко (Баста) первым из российских рэперов выступил в спорткомплексе "Олимпийский", и этот концерт стал хорошим количественным показателем популярности музыканта. Впоследствии телевизионные боссы взяли Басту в жюри шоу "Голос", таким образом окончательно легитимизировав рэп и его героев как часть поп-мейнстрима. Не хватало только концертов в ГКД, и Баста решился на них, причем сначала анонсировал один, 21 апреля, а потом, по причине аншлага, добавил второй — 18-го. Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.
Для самого Басты аншлаги в Кремле — хороший повод задать себе вопрос: есть ли еще вершины, которые он не взял? Удобно устроившись в поп-мире, он может теперь долгие годы играть концерты по стране и не испытывать проблем с публикой. Есть и еще один важный сигнал, поданный рэпом рынку нынешней весной. Помимо кремлевских концертов Басты еще два рэп-концерта собрали большие площадки в Москве. Это воссоединившаяся группа Centr и исполнитель по имени Оксимирон, в обоих случаях аншлаг наблюдался в семитысячном зале Stadium Live. И в это же самое время меломаны отмечают полное отсутствие ярких новых имен за пределами хип-хопа. Земфира собирает два раза по 30 тыс. в "Олимпийском", на "Пикнике "Афиши"" играет "Ленинград", на дне рождения TV Rain и на "модном" Bosco Fresh Fest хедлайнер — "Мумий Тролль". Во всех случаях мы говорим об артистах, которым около сорока или больше. То есть ни одна из музыкальных субкультур, включая подогретый денежными вливаниями поп, за последние десять-пятнадцать лет не дала нового артиста стадионного уровня. Только хип-хоп. И в этом большая заслуга Басты.
Василий Вакуленко сыграл очень длинный концерт, и первая его половина, особенно связка "Родины" и "Мамы", подтвердила мнение, что в образе Басты он почти Стас Михайлов для молодой аудитории. Господин Вакуленко, конечно, иронизировал и над площадкой, на которую его вынесла артистическая судьба, и над своей привычкой путать слова в текстах, он, как обычно, легко и смешно отбивался от просьб из зала исполнить ту или иную песню. Но общее настроение этой части вечера все равно было под стать тем традициям, которые здесь сложились. И проход через ряды кресел (стоячего партера не было), и селфи с телефонами зрителей, и предложение руки и сердца, которое зритель из четвертого ряда сделал своей девушке, и колыбельная, исполненная в дуэте с дочерью,— все это было сплошное "мимими". Не обошлось и без типичных для поп-концертов выходов участников "Голоса", засветившихся в прошлом году в команде Василия Вакуленко.
Для второй части концерта было характерно более упругое и насыщенное звучание, в ней была динамика, за которую Басту любит мужская часть аудитории. Корреспондент "Ъ" не раз слушал Басту в сопровождении оркестра, однако в этот вечер в Кремле мощный оркестровый тыл, командовал которым дирижер Феликс Арановский, был не только декорацией для требовательной "взрослой" публики, но абсолютно оправданной частью постановки. Впервые не осталось сомнений в том, что это те мышцы, которые необходимы песням Басты. Сложно сказать, стало ли это результатом судейства в "Голосе", но Василий Вакуленко прибавил и как вокалист. Не то чтобы у него появился какой-то сверхъестественный диапазон, но с композициями, ориентированными на вокал больше, чем на речитатив, ему стало проще справляться. Скажем, в хите "Раз и навсегда" следов классического рэпа, кажется, вообще не осталось.
В новой программе было много песен из альбома "Баста-5", который выходит 20 апреля, Баста даже специально просил зрителей не включать во время их исполнения камеры. Среди нового материала были и вещи, попавшие в новый фильм Сергея Соловьева "Кеды". Баста — третий народный герой после Цоя ("Асса") и Шнура ("Асса-2"), выбранный Соловьевым на роль "голоса эпохи", и это предмет отдельных рассуждений о месте рэперов на сегодняшнем культурном небосклоне. Песни "Партизан" и "Когда я смотрю на небо", попавшие в "Кеды",— это какое-то совсем новое качество Басты, практически полное переключение в регистр традиционного "мелодичного" сонграйтинга. А когда на экране в видеоряде к песне "Когда я смотрю на небо" появилась Татьяна Друбич в роли матери, сердце у корреспондента "Ъ" буквально замерло. Вероятно, только у него — в зале в основном были все же достаточно молодые люди.
А вообще всю эту затею стоило реализовать ради одного — ради исполнения в Кремле песни "Солнца не видно", которая остается самым точным песенным диагнозом постсоветскому миру 2010-х. Баста на кремлевской сцене не матерился, но зрители воспроизвели весь оригинальный текст хором и в точности.