"Условия для развития данного бизнеса не самые благоприятные"
Никита Филиппов, совладелец крафтовой пивоварни AF Brew
— В чем особенность крафтовой революции в России в сравнении с Европой и США?
— Развитие крафтовой революции в России происходит в полном соответствии с поговоркой про "медленно запрягает, но быстро едет". Еще пять лет назад мы отставали от мировых трендов на десять лет, а сейчас всего на год-два. Во многом благодаря тому, что обострилась конкуренция, российские крафтовые пивовары стали еще больше работать, экспериментировать, участвовать в международных фестивалях.
Особенность развития крафтовой революции в России в том, что она происходит не благодаря, а вопреки. Условия для развития данного бизнеса не самые благоприятные, поэтому все, чего достигли лучшие российские крафтовые пивоварни к данному моменту, достойно похвалы. С другой стороны, в той же пропорции выросло количество "пены" — пивоварен, мимикрирующих под крафт, и просто откровенных шарлатанов.
— Насколько мешает госрегулирование?
— Особый контроль со стороны государства, лицензирование и даже монополия на продажу — это реалии крафтового пивоварения во многих странах мира. ЕГАИС — всего-навсего дополнительный инструмент для контроля деятельности рынка производства и реализации алкоголя. Мы тоже были вынуждены подключиться к ней. Проблема развития крафтового рынка в России лежит там же, где и проблемы развития любого малого бизнеса — неуверенность в завтрашнем дне, недоступность кредитов на развитие, невозможность планировать свое будущее. Наши коллеги в других странах твердо знают, во сколько раз вырастет их бизнес через пять лет, мы здесь не знаем, сколько будет стоить евро через три месяца и не попадет ли импортное сырье под новые санкции.
— Как вырос оборот AF Brew в 2015 году?
— Вдвое. И мог бы вырасти втрое, если бы не указанные выше неблагоприятные условия. Кроме того, началась отдельная подреволюция в сфере крафтовых заведений. Их количество растет немыслимыми темпами, и нам как крафтовой пивоварне остается только в меру сил повышать качество и разнообразие сортов, варить пиво и отгружать его по предзаказам.
— В России крафтовое пиво — это по-прежнему атрибут мегаполисов или в регионах на него тоже растет спрос?
— По нашим наблюдениям, сейчас в каждом крупном городе есть от одного до пяти баров, или боттл-шопов, строящих свою идеологию и ассортимент на крафтовом пиве. Тем не менее когда кто-то оценивает его долю рынка на уровне 10% — это лукавство или, что более вероятно, непонимание критериев и непрофессионализм. Реально можно говорить менее чем о 0,5%.
— Как вы относитесь к тому, что крупные транснациональные пивовары начинают выпускать в России собственные сорта крафтового пива?
— Производство так называемых крафти-сортов крупными пивоварнями — привычное явление в мире. Для представителей настоящего крафтового пивоварения серьезной опасности это не представляет. Это самый обыкновенный циничный маркетинг, цель которого обновить ассортимент на полке, зафиксировать присутствие в новом сегменте рынка и попробовать сыграть на более высокой маржинальности — в общем, ничего того, чего крупные производители не делали раньше, до появления крафтового пива. По крайней мере, в России бояться новой волны консолидации глобальными корпорациями не стоит — на фоне головокружительного падения своего рынка им явно нет дела до этих жалких процентов.
— Какое самое необычное по вкусу крафтовое пиво вам доводилось пробовать?
— Из конкретных примеров последнего года больше всего запомнилось пиво Lords of Acid, 4,7%, "Берлинер Вайссе" с маракуйей и йогуртовой закваской, созданное норвежской пивоварней Lindheim в соавторстве с соотечественниками из Lervig и барселонцами Edge Brewing.