Писатель попался на слове
Айдара Халима обвинили в возбуждении вражды на митинге
В Татарстане завершены следственные действия по уголовному делу известного в республике писателя Айдара Халима, обвиняемого в разжигании межнациональной розни. Поводом для его преследования стало выступление двухлетней давности на митинге в память о взятии Казани Иваном Грозным. Следствие считает, что тогда писатель негативно высказался в адрес русских. Его адвокат заявляет, что у подзащитного не было умысла посеять вражду, а фразу, ставшую роковой, он произнес «на эмоциях».
О завершении следственных действий „Ъ“ вчера сообщила Раушания Камалова — адвокат 74-летнего жителя Набережных Челнов, писателя Айдара Халима (настоящее имя Борис Халимов). Источник в правоохранительных органах Татарстана данную информацию подтвердил. Теперь дело должны направить в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, после чего оно может быть передано в суд. Писателю Халиму инкриминируется ч.1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по национальности, совершенные публично). По словам источника, обвинения связаны с высказываниями, которые Айдар Халим сделал на одном из митингов в Казани. Что это за высказывания, источник не пояснил, а госпожа Камалова также не стала вдаваться в подробности.
Айдар Халим, родившийся в Башкирской АССР, считается одним из главных писателей, выступающих на тему национальной идентичности татар и башкир. С 1997 по 2001 годы был председателем Милли-меджлиса татарского народа. Является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также кавалером международного ордена Белого Креста Рыцарей культуры и защиты жизни на Земле (Голландия).
Митинг, на котором писатель Халим, по версии следствия, возбуждал вражду, прошел 11 октября 2014 года на площади перед национальным культурным центром «Казань» и собрал несколько десятков человек. Это был ежегодный так называемый День памяти и скорби татарского народа по случаю взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, организованный Татарским общественным центром (ТОЦ) и Союзом татарской молодежи «Азатлык». Как писали тогда некоторые СМИ, в своем выступлении Айдар Халим заявил: «Я в своей книге „Убить империю“ (издана в 1997 году, в список запрещенных не включена) писал, что русские заслуживают биологической смерти. Я и сейчас от этих слов не отказываюсь». Далее, как сообщалось, писатель сказал, что якобы «русские теперь сами находятся в таком же положении как татары, они на себе испытывают все те же унижения», после чего выразил мнение, что их «спасение возможно», если в России поменяется власть.
По данным „Ъ“, именно эти слова и стали предметом претензий следственных органов, которые провели ряд экспертиз, в том числе лингвистическую. Как говорится в постановлении о привлечении писателя Халима в качестве обвиняемого, он, «совершая противоправные действия, действовал с прямым умыслом, направленным на возбуждение ненависти и вражды». При этом «осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий» и «желал этого».
Уголовное дело в отношении писателя Халима возбудили в следственном управлении СКР по Татарстану в конце 2015 года. Расследованием занимался отдел по особо важным делам. В октябре прошлого года писатель Халим хотел вновь принять участие в митинге на Дне памяти, но, как тогда заявил ТОЦ, оказался в числе 50 татарских активистов, которые не смогли этого сделать. В частности, писателя, согласно версии ТОЦ, задержали полицейские, обнаружив «пакетик с душицей, который приняли за наркотик». После того, как стало известно об открытии в отношении Айдара Халима дела о возбуждении ненависти, более 60 представителей научной и творческой интеллигенции Татарстана (см. „Ъ“ от 21 декабря 2015 года) направили президенту республики и Госсовету обращение, в котором просили прекратить его уголовное преследование.
Вчера госпожа Камалова в беседе с „Ъ“ заявила, что у ее подзащитного не было преступного умысла: «Никакую национальность он не считает ущербной. Речь заранее не готовил, это было спонтанное, эмоциональное выступление». По словам адвоката, «эмоциональный и творческий» Айдар Халим «высказался излишне резко» под влиянием поднятых на митинге вопросов об установке памятника павшим в 1552 году защитникам Казани и высказываний по поводу уголовных дел на мусульман и закрытия татарских школ. По ее словам, она подала следствию ходатайство о прекращении дела, но ответ пока не получила.