«Савченко может стать козырем в большом торге с Украиной и Европой»

Реплика Дмитрия Дризе

Петр Порошенко призвал Владимира Путина освободить Надежду Савченко в телефонном разговоре. Об этом сообщает пресс-служба украинского президента. В Кремле отмечают, что главы двух государств договорились о том, что в ближайшее время ей будет обеспечен доступ генерального консула Украины в Ростове-на-Дону. Кроме того, стороны обсудили судьбу осужденных на Украине россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Суд в Киеве приговорил их к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Теперь активно обсуждается предстоящий обмен российских граждан на Надежду Савченко и, возможно, других осужденных в России украинцев. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что этот процесс — только начало большого российско-украинского торга.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

В России и на Украине говорят об обмене россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова на Надежду Савченко как о весьма вероятном сценарии развития событий. Тем не менее, есть и другая популярная точка зрения — Москва не будет торопиться обменивать украинскую гражданку с целью получить от этого максимум дивидендов. В июне Евросоюз рассмотрит дальнейшее продление антироссийских санкций при том, что минский процесс почти безнадежно застопорился. История с Савченко может стать здесь одним из козырей российской стороны в большом торге с Украиной и Европой. Кроме того, не исключено, что Кремль просто хочет наказать Надежду за вызывающее поведение в суде.

И наконец, за обсуждением выдачи Савченко на Украину опять возникла неопределенность относительно дальнейшей судьбы украинских граждан, осужденных в России, — Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко. Они — первые в очереди на обмен. По ним уже есть необходимые официальные решения, а именно запросы Минюста Украины с целью рассмотреть возможность направить их на родину для отбывания наказания и, соответственно, ответы российских коллег. Похоже, что именно их и предложат обменять на Александрова с Ерофеевым. А Савченко, как ни цинично это звучит, обладает слишком большой капитализацией как аргумент в большом торге. Поэтому ее нельзя просто взять и обменять. Так что, скорее всего, решение по ней так и не принято.

Хотя, конечно, процесс идет, стороны делают шаги навстречу друг другу. Москве нужно добиться главного — побудить Киев к продвижению минского процесса. Кстати, в его рамках предусмотрен обмен всех на всех. Обмен пленных бойцов ДНР и ЛНР на солдат ВСУ и Савченко вполне встраивается в эту схему, о чем и говорил Владимир Путин на последней пресс-конференции. Дело Надежды Савченко — это новое принуждение к переговорам. Продвижение уже есть: Киев оперативно провел суд над Александровым и Еврофеевым. Теперь, возможно, придет осознание, что надо как-то двигаться дальше — завершать конфликт в Донбассе. Поэтому ради достижения больших целей Надежде Савченко, равно как и Александрову с Ерофеевым, придется посидеть.

Вся лента