«Критический реализм был очень близок Ермоловой»
Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о выставке живописи и графики «В вашей картине правда/Круг художников Ермоловой», собранных из работ художников, близких актрисе.
В Театральном музее имени Бахрушина, в его филиале на Тверском бульваре, где расположен Дом-музей Ермоловой, открыта выставка живописи и графики «В вашей картине правда/Круг художников Ермоловой».
Это работы мастеров, близких по духу и художественным позициям великой актрисе конца XIX-первой четверти XX столетия. Логично, что выставка проходит в здании, где Мария Ермолова прожила большую часть жизни, которое посещало большинство из нынешних участников выставки. Название — это строка из письма Ермоловой к художнику Георгию Ярцеву, яркому представителю передвижнического направления в российском искусстве. Собственно, как раз передвижники были Ермоловой наиболее близки. Их работы она приобретала или часто получала в подарок. Об этом рассказала куратор выставки «В вашей картине правда», искусствовед Мария Гадас.
«К двадцатилетию творческой деятельности подарен был Левитан, этюд. Ей дарил этюды Серов с большим удовольствием. Они дружили и встречались регулярно в Ялте, куда она ездила отдыхать. Кувшинникова — то же самое. Здесь в мемориальных комнатах Ивана Мясоедова — сына знаменитого передвижника — висит ее портрет. Это тоже был подарок. Это основные авторы — ее круг такой. У нее, по всей видимости, даже не было такой задачи собирательства именно вокруг себя: ей достаточно было того, что она художника знает, общается с ним и ходит на выставки. А на выставки она ходила. Основное, конечно — это передвижные выставки, что логично: это ее вкус. Она была такая идейная очень. Она же из очень простой и бедной семьи была, выросла в подвале, и поэтому то, что обычно искусствоведами называется "критический реализм", ей было очень близко», — отметила Гадас.
В экспозицию вошли работы Левитана, Григория Мясоедова, Нестерова, Ярошенко, Дубовского, Киселева, Ярцева и других. Отдельную часть экспозиции составили те авторы, с которыми Ермоловой приходилось общаться лично, в том числе, в процессе работы над театральными образами: Коровин, Пастернак, Дьячков, Гельцер и, конечно, Серов, чей знаменитый «Портрет Ермоловой» недавно украшал знаменитую выставку в Третьяковке.