Китайские грузопотоки пойдут вдоль пляжей
Транзит позволит КНР экономить до $1 млрд ежегодно
Развитием международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» и наращиванием через них транзита грузов займется российско-китайская управляющая компания. Модернизация инфраструктуры потребует около 180 млрд руб. До 80% финансирования готова обеспечить китайская сторона, а с российской — уже начали вкладываться РЖД. Эксперты предостерегают от расширения индустриального сотрудничества с КНР в ущерб видам деятельности, основанным на экологической чистоте юга Приморья.
На переговорах в Пекине Минвостокразвития и представители Китая договорились о создании совместной управляющей компании по развитию МТК в Приморье. В капитале будет преобладать российская доля, финансирование создания объектов инфраструктуры в рамках МТК, уточнили в ведомстве, на 20% будет обеспечиваться российской стороной, на 80% — китайскими компаниями и банками. Готовность к участию в развитии коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» выразило руководство China Exim Bank. Прогнозируемый срок окупаемости проекта — 10 лет. Объем требуемых инвестиций в Министерстве не уточнили.
Благодаря созданию транспортных коридоров из провинции Хэйлунцзян в порты Находка или Владивосток (МТК «Приморье-1») и из провинции Цзилинь в порт Зарубино («Приморье-2») предприятия северо-востока Китая могут снизить на $1 млрд в год расходы на логистику. 23 марта на совещании у вице-премьераЮрия Трутнева говорилось, что на инфраструктуру «Приморья-1» (7 млн т грузов) нужно 10 млрд руб., «Приморья-2» (38 млн т грузов) — 170 млрд руб.
РЖД уже инвестируют в железнодорожную составляющую МТК. Продолжается реконструкция станции Гродеково (грузооборот погранперехода в прошлом году составил 7,8 млн т), включающая создание контейнерного терминала. Работы оцениваются в сумму около 500 млн руб., и уже освоена половина из этих средств, сообщили „Ъ“ в управлении Дальневосточной железной дороги. В настоящее время у линии Уссурийск—Гродеково есть некоторый запас пропускной способности, говорит источник в отрасли, но если речь идет о привлечении 7 млн т грузов, нужны дополнительные меры развития. До 2020 года в модернизацию участка Махалино—госграница для МТК «Приморье-2» будет направлено 6 млрд руб., в частности, средства пойдут в создание складской инфраструктуры.
Между тем, директор Дальневосточного НИИ рынка Вадим Заусаев оценивает российско-китайские проекты МТК как связанные с рисками нестоимостного характера,— в случае, если не будут проработаны жесткие экологические меры. По его мнению, на юге Приморья может возникнуть конфликт видов деятельности. «Интерес китайского капитала для региона — очень хорошо. Но там единственная наша рекреационная зона — это туризм, основанный на привлекательности морской зоны и заповедников. Также это район производства марикультур. Оба вида деятельности — неисчерпаемые по возможностям, экологические. Проекты же эти повлекут реструктуризацию портовых мощностей, полотна, уголь еще больше пойдет и другие сыпучие грузы, что отразится и на качестве отдыха, и на марикультурах»,— сказал он „Ъ“.
Эксперт отмечает, что китайский капитал «не будет заинтересован в соблюдении наших экологических интересов, поскольку мы сами не заставляем соблюдать». В подтверждение тезиса он приводит рост сотрудничества с КНР в лесной отрасли в 1990-х годах, когда масштабные вырубки дальневосточного леса сопровождались ростом теневого оборота, а также ситуацию в Амурской области, где земля уже «выгорела» от выращивания сои. По мнению господина Заусаева, юг Приморья «мог бы стать центром отдыха не только для Дальнего Востока с его шестью миллионами человек, но и для стомиллионного севера Китая».