Голодные птички
Сумеют ли Angry Birds заработать на большом экране
Кинотеатры страны заполоняют "сердитые птички": всемирно известная мобильная игра "Angry Birds" дожила до экранизации.
Полнометражный анимационный фильм изготовило отделение Sony Pictures Imageworks в Ванкувере, Columbia Pictures держит американский прокат (в России им ведает консорциум Disney и Sony, WDSSPR), но первую скрипку играют, без сомнения, финны из Rovio Entertainment. Им принадлежат права на все персонажи, они договорились с канадской студией, наняли для организации съемок Дэвида Мэйсела (исполнительный продюсер на картинах Marvel "Железный человек" и "Тор"), ну и за списком актеров на озвучку тоже присматривали. Финская компания решилась вписать свое имя в графу "Первая в мире экранизация игры для смартфона" не от излишнего самомнения или неутолимой жажды наживы. Все куда проще: сердитые птички перестали кормить Rovio с былой энергией. Три года кряду общая выручка компании падает; дошло до того, что по результатам 2015-го финны доложили об операционном убытке €13 млн, в то время как годом раньше речь шла об операционной выручке €10 млн, а в 2012-м и €77 млн прибывало. Не помогает ни выход новых игр, ни работа с лицензиатами, ни открытие парков развлечений в Северной Европе. Компании пришлось даже расстаться с 250 сотрудниками — это больше трети всех работников.
Единственным не затронутым сокращениями стал отдел, ответственный за "Angry Birds в кино", притом что авантюру с экранизацией дешевой никак не назовешь: из $80 млн, заложенных в бюджет, и примерно $100 млн на маркетинг и дистрибуцию на долю Rovio пришлось больше €100 млн. Заодно компания поставила абсолютный рекорд Финляндии по объему кинобюджета — до "Сердитых птичек" высшее достижение принадлежало картине "Большая игра" с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли и составляло €8,5 млн. Главные люди Rovio такие грандиозные траты особенно не комментируют, но всячески дают понять, что фильм про Angry Birds — дело верное. CEO компании, Микаэл Хед, даже выразился в том смысле, что у постановки "потрясающе сильный сценарий". Лучше бы этому быть правдой, потому что никакого другого аттракциона от "сердитых птичек" ожидать не приходится. В этом главная проблема с видеоиграми: в своей родной среде они могут быть примитивными или даже бессмысленными с точки зрения сюжета, но при этом привлекать миллионы потребителей, потому что в них можно играть, как легко догадаться. Когда же интерактивное развлечение превращается в картинку на большом экране, в которой от тебя ничего не зависит, притягательность резко падает. Требуется хороший сюжет и, сверх того, умение этот сюжет непротиворечиво засунуть в сеттинг игры, чтобы все снова заработало. Получается это, прямо скажем, далеко не у всех: список экранизаций, на которые было потрачено больше, чем они заработали, гораздо длиннее списка тех, кому удалось выйти в плюс. Впрочем, на топ-5 самых кассовых картин, основанных на видеоиграх, наскрести удалось.
Замыкает его представитель аркадных автомобильных гонок "Need For Speed", принадлежащий издателю Electronic Arts. Одноименный фильм, "Жажда скорости", снял Скотт Во в 2014 году, главную роль сыграл Аарон Пол. Создателям этой ленты в некотором смысле повезло: у игр серии никогда не было хороших сюжетов, и на их фоне почти любой голливудский сценарий выглядит бодрячком. Критики, конечно, прошлись по фильму асфальтовым катком, но массам он понравился. Постановка стоимостью $66 млн заработала $203,3 млн, показав очень приличный коэффициент кассового успеха (ККУ) 3,08.
Далее идет представительница киносериала "Обитель зла", а точнее, пятая часть, известная как "Возмездие". Ее поставил в 2012-м зачинатель серии Пол Уильям Скотт Андерсон, в главной роли, понятное дело, Милла Йовович. Это не единственный фильм из франшизы в нашем топ-5: четвертая часть, в которой Андерсон вернулся в режиссерское кресло после восьми лет отсутствия (в России она вышла под развесистым названием "Обитель зла в 3D: Жизнь после смерти"), добрался до второго места. В основе обеих картин — фантазии сценаристов на тему мира, изобретенного японской игровой компанией Capcom. Японцы выпустили уже 21 игру про зомби-вирус корпорации "Амбрелла", и зачастую их сюжеты на голову выше того, что в кино считается кондиционным товаром. Андерсон и компания пошли по своему пути, сочиняя собственные сюжетные линии и придумывая новых героев, хотя в полный отрыв Capcom их никогда не пускала, приставив специально обученного человека, который следил за соблюдением ряда специально оговоренных условий. Обладатель четвертого места "Возмездие" при бюджете $65 млн заработало $240,2 млн (ККУ 3,69). Стоящая на второй позиции "Жизнь после смерти" была дешевле ($60 млн), собрала больше ($296,2 млн) и выдала лучший ККУ пятерки — 4,93.
Между двумя зомби-боевиками затесалась "Расхитительница гробниц", крепкий приключенческий экшен, придуманный в 1996-м британской студией Core Design и к настоящему моменту находящийся в каталоге еще одной японской компании, Square Enix. Его экранизацией занимался Саймон Уэст по заданию группы британских компаний, включая BBC, а роль Лары Крофт, прекрасного и опасного археолога, досталась Анджелине Джоли. Фанаты, кстати, выбор поначалу не одобрили: чего это, говорили они, американка играет англичанку? У критиков нашлись свои резоны высказать проекту "фе" (впрочем, актрису почти все хвалили). Но зрителей все это не смутило, и картина за $115 млн скопила к концу проката $274,7 млн, показав ККУ 2,38.
На вершине рейтинга — игра "Принц Персии: Пески времени", современное воплощение классической аркады, выпущенное в 2003 году французской компанией Ubisoft. За экранизацию, увидевшую свет в 2010-м, взялись Disney Studios и Джерри Брукхаймер, позвав в режиссеры Майка Ньюэлла, а на главную роль — Джейка Джилленхола. Брукхаймер обещал создать новых "Пиратов Карибского моря", однако потраченные на производство $200 млн принесли Disney $336,4 млн и обеспечили самый низкий ККУ в пятерке, 1,68,— провальный, если учесть расходы на рекламу.