«На ностальгии далеко не уедешь»
Флавио Манцони, главный дизайнер Ferrari
Флавио Манцони занял пост главного дизайнера Ferrari в 2010 году. Уроженец Сардинии, выпускник архитектурного института во Флоренции по факультету промышленного дизайна, он успел поработать для многих автомобильных марок. В их числе Lancia, Maserati, Seat, Volkswagen и Fiat, в котором он занимался концепцией прославленного "пятисотого". В автомобильные цеха Маранелло он пришел как руководитель Ferrari Design Center: знаменитая итальянская марка решила еще внимательнее работать над собственным стилем — ведь Ferrari не только автомобили, но настоящий бренд, связанный с одеждой, аксессуарами и, конечно, часами. И, похоже, в лице Hublot он наконец-то обрел равноправного партнера.
— Вы учились в архитектурном институте, но проектируете машины. Что общего у автомобильного дизайна и архитектуры?
— Не так уж много. Автомобиль — очень специфический дизайнерский объект. Тут не разгуляешься. Непривычному к ограничениям человеку сложно найти правильный язык для проектирования машины. Но это не значит, что креативность здесь противопоказана.
— Поэтому большинство машин, придуманных архитекторами, такие страшные?
— Это скорее арт-объекты, чем машины. Вроде Kar-A-Sutra, комнаты на колесах талантливейшего Марио Беллини.
— Архитектор и сын архитектора, строили ли вы здания?
— Во время учебы я работал с моим отцом. Я построил несколько зданий вместе с ним, например школу и туристический городок на Сардинии. Сначала я не хотел бросать архитектуру, но автомобили заняли все мое время и все мои мысли.
— Вы работали на итальянцев и на немцев. Есть ли разница?
— Разница — в страсти, верности, вере. Я уважаю немцев как профессионалов с поистине железными методами и подходами, но зато итальянцами движут эмоции: пусть наши методы не всегда так логичны, но очень креативны и оттого сильны. Импровизация — очень важная часть нашей работы. Каждый день передовой немец хочет сделать новый правильный шаг вперед. У нас, итальянцев, другой менталитет, мы готовы метаться, но я придерживаюсь мнения, что эмоции и страсть, а не техника являются главными элементами нашей работы. Мы как скульпторы, не только как инженеры.
— Ваши машины и вправду похожи на скульптуры, они одним своим видом рассказывают о себе: я самолет на колесах. Ну а интерьер, внутреннее пространство?
— То же самое, это скульптура. Но полезная, используемая скульптура, в которой вы мчитесь на скорости 200 км в час. Наши машины должны быть интуитивными, а водитель — легко манипулировать всеми нужными кнопками и рычагами, не думать, не напрягаться, быть естественным.
— Ваши машины, как и часы Hublot, устремлены в будущее. Это настоящий футуризм, а ведь сейчас многие марки предпочитают "возрождать легенды" и вынимать из сундуков старые модели, чтобы переделать их для новых клиентов.
— Мне не очень нравятся идеи автомобильного и даже часового "винтажа". Даже если эти модели были успешны и их вспоминают с ностальгией, на ностальгии далеко не уедешь. Лучше проектировать машины, которые займут то место в нашей современной жизни, которое занимали в прежней жизни их легендарные предшественницы. Наше будущее в наших руках, а прошлое стоит оставить в покое.
— Я помню, что и другие известные часовые марки работали с Ferrari. Но при этом это всегда были часы Ferrari. А теперь Hublot не поставщик часов, а равноправный партнер.
— Для меня успех "Операции Hublot--Ferrari" очевиден. Мы работаем для одних и тех же клиентов, покупатели машин Ferrari совпадают с покупателями часов Hublot. Звезды, богачи, аристократы, владельцы компаний. Наши клиенты разделяют нашу страсть, нашу эстетику. Если на "Формуле-1" вы пойдете в ложу VIP, у большинства зрителей на руке окажутся часы Hublot. Эта марка очень подходит ценностям Ferrari. Вторая причина — чисто человеческая симпатия и кооперация между двумя марками. С самого начала наше партнерство было взращено на настоящей дружбе, мы понимаем друг друга с полуслова, нам очень приятно вместе работать, оттого и дела идут хорошо.
— Если бы вам пришлось делать свои собственные часы, были бы они похожи на Hublot MP-05 LaFerrari Sapphire?
— Скорее всего, они получились бы другими, ведь каждый проект уникален и нов. Но мне эти часы очень нравятся.
— Какие часы носите вы?
— Как видите, Hublot.
— А какую машину водите?
— Догадайтесь.