Окрыленный лев
Проект Chanel в Венеции
Полина Круглова
Венеция — город, в котором лабиринт узких улочек оборачивается каналами, вода сливается с небом, а мечты становятся реальностью... Именно в этот чарующий магический мир с парадными фасадами и золотыми куполами в августе 1920 года попала Габриэль Шанель, чтобы оправиться после страшной утраты. Англичанин Артур Кейпел, которого друзья прозвали Бой, был не просто большой любовью Шанель (их роман продлился десять лет) — он помог ей открыть шляпную мастерскую, а потом первый бутик на улице Камбон. Незадолго до Рождества 1919 года, которое они собирались встретить вместе, Бой погибает в автокатастрофе. Первые полгода Габриэль провела словно во сне, пока супруги Хосе Мария и Мися Серт не заставили ее собрать вещи и отправиться с ними в Венецию. Они собирались водить ее по музеям и церквям, ресторанам и антикварным лавкам, побывать в гостях у Дягилева и в кафе "Флориан". Позднее Шанель вспоминала, как Серт "превосходно разбирался во всем на свете — и в путях странствий Антонелло да Мессины, и в житиях святых, к которым Дюрер исполнил гравюры в возрасте четырнадцати лет, и в том, какой лак употреблял Аннибале Карраччи". Он подарил ей все великолепие Венеции и ее византийского наследия — провел ее в алтарную часть базилики Сан-Марко, показал Пала д'Оро — драгоценный трехметровый алтарь, усыпанный крупными кабошонами драгоценных камней. Шанель открыла для себя золотой цвет, который оказался живее и богаче ее любимого черного, а также символ Венеции и ее святого покровителя — крылатого льва, который отныне занял важное место в ее коллекциях и интерьере парижской квартиры на улице Камбон.
Лев святого Марка олицетворяет могущество и величие Светлейшей (Serenissima, так торжественно звучал титул Венецианской Республики): он взирает на город с гранитной колонны на главной городской площади Сан-Марко, он венчает фасад великолепного собора. Суеверная Шанель, родившаяся под созвездием Льва, считала свою встречу с венецианским львом знаком судьбы, вернувшим ее к жизни.
Венеция навсегда осталась для Коко Шанель еще одним родным городом, и сегодня модный дом, носящий имя Великой Мадемуазель, возвращает Венеции то, чем она много лет назад одарила свою случайную гостью.
Модный дом Chanel совместно с французским Комитетом по спасению Венеции организовал масштабную реставрационную программу. В нее входило восстановление скульптуры льва святого Марка и сине-золотой мозаики на фасаде базилики Святого Марка, поэтому над проектом трудились две группы реставраторов. Работы начались в конце 2013 года. После тщательного изучения и обследования фигуру льва демонтировали с фасада здания. Она состоит из нескольких фрагментов, покрытых золочеными бронзовыми пластинами, закрепленными на металлическом основании. Каждую из них нужно было очистить и отполировать, затем нанести специальное покрытие, три слоя позолоты и слой воскового закрепителя. Сложная операция потребовала 1300 часов кропотливой работы.
Восстановлением мозаичного фронтона занимались четыре мастера, работы длились 32 недели. За долгие столетия панно потускнело от копоти, грязи и морских испарений. Все кусочки смальты пришлось тщательно чистить и промывать, а поврежденные фрагменты восстанавливать в специальной мастерской. Не все детали удалось спасти: 600 синих и 200 золотых элементов пришлось полностью заменить. В конце 2015 года грандиозная реставрация была полностью завершена: легендарный крылатый лев святого Марка снова занял свое место на синем мозаичном фоне с золотыми звездами.