«Никакой войны между ЕСПЧ и Конституционным судом не будет»
Россия получила право не следовать вердикту ЕСПЧ
Конституционный суд впервые разрешил России не исполнять решение ЕСПЧ. Инстанция посчитала, что международный орган нарушил суверенитет страны требованием предоставить избирательные права заключенным. Речь идет о так называемом деле «Анчугов и Гладков против России». Они провели в колонии 15 лет, где они были лишены права голоса на выборах. В 2013 году Страсбургский суд потребовал, чтобы Россия устранила нарушение Европейской конвенции о правах человека, согласно которой заключенные имеют возможность голосовать. Однако российские судьи уверены, что Конституция страны стоит выше международного законодательства.
КС РФ признал невозможным исполнение постановления ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России». Россия как высокая и международная сторона при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод не давала согласия на изменение Конституции. Конвенция имеет большую юридическую силу, чем федеральные законы, но не большую или равную российской Конституции.
В июле 2015 года Конституционный суд постановил, что решения ЕСПЧ могут не исполняться в России, если они противоречат нормам Конституции. Однако решения европейского суда и раньше не исполнялись российскими судебными органами, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Александр Железников.
«Безусловно, очень уважаемая организация, но дело в том, что фактически она не имела никакого влияния на судебные решения, которые, как правило, обжаловались в ЕСПЧ. ЕСПЧ мог предложить неучастие в соглашении, некую сумму, например, в качестве компенсации. Непосредственно на судьбу человека ЕСПЧ влиял, к сожалению, мало, поэтому насколько это потеря — это, конечно, вопрос спорный», — объяснил «Коммерсантъ FM» Железников.
Несмотря на появление прецедента, большого конфликта между российским и европейским судом ждать не стоит, уверен адвокат Дмитрий Аграновский.
«В целом, мне вообще не понятно как юристу и как гражданину, почему у нас заключенные лишены права голосовать. В УПК такого дополнительного наказания нет, они же имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках, имеют право получать образование, имеют право на труд. Этот закон, который был принят, по проверке решения Европейского суда Конституционным судом, абсолютно травоядный и тоже результат компромисса. Видимо, Европейский суд не будет принимать в отношении России какие-то уж совсем болезненные решения. В этом конкретном случае я не вижу проблемы, только как прецедент, но никакой войны между ЕСПЧ и КС не будет», — подчеркнул Аграновский.
В то же время Конституционный суд признал, что если осужденный отбывает срок в колонии-поселении, то такой режим считается альтернативным видом наказания, поэтому лишаться избирательного права заключенные не должны.