По высшему разряду
Сектор рынка
Деревянные частные дома — самый стабильный и гармоничный сегмент загородного рынка элитной недвижимости. Спрос на них потихоньку увеличивается, шагая при этом ровно в ногу с предложением. А вот сами дома постепенно меняются: как ни парадоксально, дерева в них все меньше.
Финны-рекордсмены
Дорогие деревянные дома — явление на подмосковном рынке штучное. Но на вторичную продажу они попадают еще реже. Видимо, их богатые хозяева не особо спешат расставаться с самым душевным, самым экологичным и самым вкусно пахнущим видом загородной недвижимости. Да и иных достоинств у таких конструкций масса. "Дерево обладает свойством многократно и без последствий переживать циклы заморозки и разморозки весной после зимних холодов,— рассказывает агент департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Михаил Перминов, большой почитатель деревянных построек.— А летом на первый план выходит еще одно преимущество: дерево обладает низкой теплопроводностью, а это значит, что в жару помещение лучше сохраняет прохладу, чем каменные строения. В деревянных домах лучше поддерживается кислородный баланс и уровень влажности воздуха".
По сведениям агентства элитной недвижимости Knight Frank, за самый дорогой из представленных сейчас на рынке просят $30 млн. Находится он в коттеджном поселке "Грибово", что в 12 км от МКАД по Минскому шоссе. Это огромный двухэтажный особняк площадью 2,5 тыс. кв. м. Его доминантой служит гостиный зал с камином и выходом на просторную веранду, а общую концепцию здания поддерживают собственный кинотеатр и винный погреб, размещенные в цоколе, игровая зона и зона отдыха, кабинет, из которого можно выйти на эксплуатируемую озелененную кровлю, несколько спален и другие помещения. Дом отделан тиком, а возведен из финского бруса.
Второй по ценнику ($19 млн) дом тоже финский, от компании Honka. Находится он в 40 км от МКАД по Киевскому шоссе на территории поселка "Новоглаголево". Дом расположен на участке в 45 соток, на котором помимо жилого здания возведены баня, бассейн, беседка, гараж, техническое строение с квартирой для персонала, а площадь всех строений составляет 1,8 тыс. кв. м. По словам Ксении Соловьевой, руководителя направления Honka Realty, этот дом, сделанный в традициях древнерусского зодчества, как шкатулка ручной работы. Разновысокие черепичные кровли, деревянное кружево, обрамляющее крышу и наличники, рождают ощущение, что все фасады покрыты узорами ручной работы. Ручная роспись здесь действительно есть, но внутри ею украшены деревянные балки, а потолки прихожей — керамика.
Интересен и основной строительный материал особняка — это клееное бревно. Он уникален, построенных из него домов в России всего несколько. На первом этаже SPA-зона с бассейном, чаша которого облицована итальянской мозаикой Sicis. По длинной стороне резные декоративные обрамления перерубов с зеркалами и бра, соединяющиеся резными панно между балками, а на потолке кессонные конструкции с подсветкой, выполненные из дерева. Все столярные элементы бассейна изготовлены по индивидуальному проекту дизайнера.
В том, что в лидерах оказались именно финские дома, нет ничего удивительного: финские компании первыми из иностранных вошли на российский строительный рынок. В частности, Honka на нем присутствует уже 21 год. Но причина интереса не только в возрасте. "Один из ключевых факторов востребованности и популярности деревянных домов Honka в разных странах мира (а на экспорт идет 60% продукции концерна) — их высокое качество",— уверен Александр Львовский, глава московского представительства "Росса Ракенне СПб" (эксклюзивного дистрибутора компании Honka). Поэтому домов от этого производителя в Подмосковье очень много, и не только в виде отдельных домовладений на самых разных территориях, но и в коттеджных поселках, застроенных исключительно ими: "Дачи Honka", "Истринская ривьера" и др. Свою роль в популярности финских домов — будь они хоть из клееного бруса, хоть из оцилиндрованного бревна — сыграли и свойства дерева, обусловленные условиями произрастания. Финская сосна (а это основное сырье) плотная и прочная, такой она становится лишь в северных широтах. Поэтому в качестве строительного материала хорошо подходит для объектов самых взыскательных клиентов.
Рублевская четверка
Деревянные дома, занявшие по ценнику третье и пятое места с показателями $15 млн и $9,8 млн, находятся на территории одного и того же клубного поселка — "Горки-1", что в 11 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе. В нем всего 24 домовладения и большой парк с открытым теннисным кортом и территорией для дрессировки собак. Один из домов — это коттедж площадью 1,26 тыс. кв. м, построенный из оцилиндрованного бревна. Весь его цокольный этаж посвящен расслаблению и оздоровлению. На нем разместили SPA-зону с сауной, хаммамом и бассейном, ну а чтобы абсолютно все жидкие удовольствия были под рукой, там же имеется и винный погреб. А вот удовольствие визуальное, то есть домашний кинотеатр, отправили на мансарду. Ну а между ними — основная жилая часть дома с внушительной гостиной, спальнями, рабочим кабинетом и прочими комнатами. Второй выставленный на продажу объект построен по той же технологии. В нем 1 тыс. кв. м, большая закрытая терраса с панорамным остеклением на первом этаже, массивной деревянной лестницей, по которой со второго этажа можно спуститься в сад и другие интересные решения, раскрывающие достоинства деревянного дома.
Объект, занявший четвертое место с ценой $10 млн, тоже с Рублевки, однако от МКАД удален больше — на 24 км. Он находится на территории поселка "Сосновый бор". И хотя цокольный этаж дома выполнен из камня (там разместили SPA-зону), весь остальной конструктив дома — из клееного бруса финской компании Kontio, а во внутренней отделке активно использована древесина африканского красного дерева ирокко, известного тем, что после обработки оно приобретает благородную густую темную окраску и выраженную фактуру. Kontio, как и Honka, в качестве строительного материала использует финскую сосну, но на подмосковном рынке представлена чуть меньше. При этом ценник на строительство домов от обеих компаний (а также еще от одной финской компании, Mammutti, тоже специализирующейся на элитных деревянных домам) приблизительно одинаков и составляет около €3-3,5 тыс./кв. м. "Изменение курса евро, конечно, значительно сказалось на финальной стоимости строительства деревянного коттеджа, но на стоимость продажи это никак не влияет,— утверждает директор по городской и загородной недвижимости Knight Frank Алексей Трещев.— Цену определяет рынок, сейчас это рынок покупателя, и деревянные дома продать в три раза сложнее каменных".
Следующий по стоимости ($9 млн) деревянный дом располагается опять же на самом дорогом подмосковном шоссе, но поближе к Москве — в 7 км от МКАД. Находится он в поселке "Новь", что по соседству с Барвихой,— стародачном месте, облюбованном очень непростыми москвичами еще почти столетие назад. Одна из его изюминок и главная достопримечательность — храм Святого Князя Вячеслава Чешского. Что же касается выставленного на продажу дома, он четырехэтажный, что сейчас для загородного рынка не очень типично. Построен он в европейском стиле из клееного бруса, а в отделке широко использованы панели из дуба.
Итальянец из "Пирогово"
Седьмой по стоимости деревянный дом продается через агентство недвижимости "Savills Россия" (это новое название компании, которая еще не так давно именовалась IntermarkSavills). Хотят за него $8,9 млн, а находится он на "Курорте Пирогово" (20 км от МКАД по Осташковскому шоссе). Его уже почти десятилетие называют заповедником самой дорогой и изысканной современной деревянной архитектуры в России, и эту пальму первенства у "Пирогово" пока так никто и не отнял. Дом, что выставлен на продажу, находится у десятой лунки гольф-поля и построен по проекту Тотана Кузембаева.
Любопытно, что в первом варианте проекта архитектор хотел еще больше усилить идею соседства дома с гольф-полем и на крыше тоже сделать самую настоящую лунку. Второй десятой лунки, правда, так и не появилось, зато возникло большое (около 900 кв. м), почти квадратное здание с односкатной кровлей с интерьерами в стиле минимализма. Конструктив здания выполнен итальянской компанией Pagano — одной из самых дорогих из представленных на российском рынке компаний, специализирующихся на элитных деревянных домах. Интересно, что работать она согласится далеко не с каждым архитектором — может и отказать, если усомнится, что автор правильно понимает суть концепта Pagano. Тотану разрешили. Как рассказывает он сам, на этом настоял заказчик: ему нравилась технология Pagano и скорость строительства, но не устраивала архитектура. Над ней Кузенбаев и работал.
"Вообще, дома Pagano, пожалуй, самые шикарные из всех деревянных,— говорит Алексей Трещев из агентства Knight Frank, которое давно и прочно сотрудничает с этой итальянской компанией.— Их необычные виллы стоят по всему миру: на Лазурном берегу, в подмосковном "Пирогово", под Санкт-Петербургом, в Оксфорде, Бейруте, а их стоимость начинается от €5 тыс./кв. м. Это семейный бизнес: отец Алессандро Пагано и его сыновья проектируют и строят дома с панорамным остеклением, в которых соотношение дерева и стекла получается примерно 50/50". Иными словами, из-за наличия больших прозрачных поверхностей доля дерева в престижных деревянных домах сводится к минимуму, по сути — лишь к несущим конструкциям.
"Это вообще основной тренд на рынке элитного деревянного домостроения,— отмечает руководитель архитектурного бюро Honka московского представительства компании "Росса Ракенне СПб" Светлана Беднякова.— Несмотря на то что классическая русская архитектура всегда популярна, с развитием новых технологий вектор смещается в сторону современной европейской архитектуры. Залогом успеха станет умелое сочетание открытости, легкости конструкций с надежностью и комфортом жилища. Дом будущего — это интерактивное строение, где благодаря большой площади остекления частью интерьера станет меняющийся от сезона к сезону окружающий пейзаж.
Цена ни о чем
Основная масса элитных деревянных домов, выставленных на продажу в Подмосковье, попадает в ценовой диапазон $4-6 млн. Любопытно, что у многих из них расположение даже более престижное, да и участки погабаритнее, а вот сами дома поменьше. Так что ключевую роль в ценообразовании играют именно параметры дома и особенности его интерьера, а все остальное, включая знаменитое на элитном рынке location, location and location, все же отходит на второй план. И это лишь усложняет позиционирование конструкций из дерева: одной только ценой степень их элитности не измеришь.
Лучше всего границу, по которой проходит раздел между классами, чувствуют компании, которые работают в чуть более низком сегменте — уровня "бизнес" и "бизнес плюс", например компания Good Wood. По словам ее представителей, во многом отношение к деревянному дому как к элитному задает его архитектура. "Внешний вид такого дома просто обязан быть грамотно разработанным, с хорошими высотными отметками и значительной площадью остекления,— говорят в компании Good Wood.— Если речь идет о доме из бруса, то его сечение не может быть меньше чем 200x270 мм, оконные рамы тоже должны быть деревянными, а на кровле использованы лишь дорогостоящие и сверхкачественные материалы. Повышенные требования предъявляют и к сборке и монтажу дома. Та компания и те специалисты, которые его строят, они должны быть суперпрофессионалами своего дела".
Таким характеристикам соответствует, например, домовладение в поселке "Ранис" (24 км по Рублево-Успенскому шоссе рядом с Николиной горой). Здесь за $4,6 млн продаются сразу два дома, построенные на одном и том же участке, превышающем 1 га. Первый из них площадью 300 кв. м возвели более десятилетия назад, а второй, вдвое больший, завершили в позапрошлом году. Оба дома построены из клееного бруса, и оба — от компании Honka. А кроме жилых домов на том же участке имеется и еще одна деревянная постройка — баня, расположенная у декоративного пруда.
Еще один деревянный дом, элитность которого не вызывает сомнений, находится на территории коттеджного поселка "Пестово" на берегу одноименного водохранилища в 25 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. Продается он за $4,2 млн, а построен из клееного бруса, изготовленного из канадского кедра канадской же компанией Lindal. "Дома Lindal не сильно известны в России, это штучный товар для избранной аудитории даже в высокопремиальном сегменте, они рассчитаны на более узкий круг покупателей,— рассказывает председатель совета директоров компании Kalinka Group Екатерина Румянцева.— На вторичном рынке такие дома появляются крайне редко, это исключительно эксклюзивное предложение, а стоимость строительства таких домов в зависимости от проекта составляет $2,5-3,5 тыс. за 1 кв. м".
Любопытно, что ключевое достоинство кедра как строительного материала (в противовес сосне) заключается в его пористости. Однако таким свойством обладает не любой кедр. Тот, что произрастет в Сибири, не годится: он недостаточно воздушный. Иное дело кедр красный, который распространен на севере США и в некоторых провинциях Канады. Структура его древесины такова, что в ней имеется очень объемная естественная воздушная прослойка, благодаря которой дом получается теплым и без щелей: соседние элементы конструкции плотно примыкают друг к другу.
Элита по-русски
Большинство предыдущих примеров касалось домов, построенных из иностранной древесины. Поэтому может сложиться впечатление, что сырье, произрастающее в России, для элитного сегмента загородного рынка совершенно не годится. Но это не так. Скажем, дом в коттеджном поселке "Ландшафт" (9 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе), который через агентство недвижимости Penny Lane Realty сейчас выставлен на продажу за $4,8 млн, построен из красноярской оцилиндрованной сосны диаметром 37 см, а для придания дому дополнительного аромата в его внутренней отделке использована кедровая доска. А, например, в поселке "Лесное озеро" (27 км от МКАД по Калужскому шоссе) за $3,6 млн продается дом из клееного бруса, на производство которого пошла ангарская сосна.
Такие материалы выбраны отнюдь не случайно. "Ангарская сосна — самая высокая в мире, что делает ее удобной в элитном строительстве,— рассказывает Семен Гоглев, управляющий партнер компании "Норвекс", специализирующейся на современных деревянных домах класса "бизнес" и выше.— Красноярская чуть ниже, но у обеих пород есть общие и очень важные свойства. Их стволы максимально прямые, то есть мало сужающиеся к верхушке дерева, у них низкая конусообразность. При этом на значительном протяжении ствола сучков почти нет. Поэтому изделия из такой древесины получатся эстетически выигрышными, за что и ценятся".
Вообще, вопреки распространенному мнению, российская древесина по своим свойствам лучшая в мире. "Главное, чтобы она произрастала в северных широтах: это делает ее прочнее, а вот деревья из средней полосы для элитных деревянных домов не годятся,— поясняет господин Гоглев.— Скажу более, так популярное финское дерево не что иное, как карельская сосна, которой на территории нашей страны куда больше, чем в Финляндии. Поэтому популярность иностранной древесины при строительстве дорогих домов отчасти лишь маркетинговый ход. Объективная же причина связана с качеством изделий, а по этому параметру большинство отечественных компаний, занимающихся производством и строительством деревянных домов, пока недотягивают. Но быстро обучаться их подталкивает кризис: из-за изменившегося валютного курса все больше заказчиков дорогих деревянных домов выбирают российские проекты и решения. И я надеюсь, что в ближайшие годы качество отечественных деревянных домов сильно возрастет и в элитном сегменте их станет гораздо больше".
Деревянные метаморфозы
Если изменение структуры рынка элитных деревянных домов пока в большей степени ощущают и предчувствуют лишь специалисты, то метаморфозы с обликом дорогих строений заметны почти каждому. Ключевую тенденцию мы уже упомянули: дома становятся все воздушнее, доля деревянных элементов в них уменьшается, вытесняясь большими поверхностями остекления.
А вслед за этим постепенно сходят на нет некоторые архитектурные стили, казалось бы вполне уместные в России. "До недавнего времени пользовались большим успехом шале,— рассказывает Михаил Перминов из Penny Lane Realty.— Даже странно, почему мода на них прошла, ведь они идеально подходят для загородной жизни в России. Да, в них нет такого популярного сейчас панорамного остекления, но зато они остаются уютными в зимнее время года. Это низкие постройки, где в наибольшей безопасности будут чувствовать себя дети, ведь чем больше в доме лестниц, тем больше возможностей получить увечье. Да и пожилым людям жить в таком доме значительно комфортнее, чем в трехэтажном особняке, особенно если там не предусмотрен лифт".
Но им на смену приходят иные идеи. "Появляются проекты загородных владений авангардного направления,— говорит Светлана Беднякова.— Заказчики порой сами приходят со смелыми идеями, и мы всегда готовы к работе любой сложности". И, наконец, еще одно веяние, ранее более заметное среди монолитных и кирпичных домов, отмечает Тотан Кузембаев: заказчики становятся все более рациональными — выбирают дома, соразмерные своим потребностям, строений больше 500 кв. м уже почти никто не заказывает (а порой укладываются чуть ли не в 100 кв. м). При этом большинство дорогих деревянных домов, ныне выставленных на продажу, далеко выходят за эти рамки. Поэтому, несмотря на все возрастающую популярность элитного деревянного домостроения, предсказать, как долго они будут искать новых владельцев, вряд ли кто возьмется. Ведь у них сейчас подрастают (в самом прямом смысле этого слова — ведь дома растут по мере строительства) достойные и современные конкуренты. Которые к тому же, скорее всего, окажутся более дешевыми. Ну а кто станет утверждать, что на элитном рынке цена не имеет значения?