Таксистов научат любить клиентов и пользоваться навигатором
Им предложат пройти курсы повышения квалификации
Профсоюз таксистов и "Гильдия автошкол" предложили Минтрансу ввести обязательный курс повышения квалификации для таксистов, в ходе которого водителей обучат русскому языку, навыкам социального общения и ориентированию в городе. Авторы идеи ссылаются на жалобы клиентов на неопрятный вид таксистов, их "неадекватное поведение" и опасную манеру вождения. В мэрии Москвы идею поддержали, предложив закрепить ее законодательно. Делать курсы обязанностью неправильно, считают эксперты: таксопарки и интернет-агрегаторы заказов сами должны быть заинтересованы направлять работников на повышение квалификации.
Некоммерческое партнерство (НП) "Гильдия автошкол" и межрегиональный профсоюз работников такси "Таксист" направили письмо в Минтранс (есть в распоряжении "Ъ"), предложив ввести спецкурс для обучения водителей, которые работают по найму в таксомоторных парках или планируют этим заниматься. Сегодня к ним не предъявляется никаких специальных требований, кроме тех, что обязательны при сдаче экзамена на права категории B, пояснил "Ъ" глава "Гильдии автошкол" Сергей Лобарев. В то время как в Германии, отметил он, будущий таксист должен пройти спецобучение, сдать экзамен и получить сертификат профессиональной компетенции.
"Гильдия автошкол" ссылается на данные ГИБДД: в 2015 году в России по вине таксистов произошло около 300 ДТП с пострадавшими, погибли 104 человека. В ходе спецоперации "Таксист" (проводилась полицией с 3 по 15 апреля 2016 года) в Москве было проверено 173 тыс. легковых такси. 68 тыс. водителей были привлечены к административной ответственности, 197 ездили пьяными, у 304 не было прав. У водителей изъяли в общей сложности 273,7 г наркотических средств и две единицы огнестрельного оружия. Заместитель председателя профсоюза "Таксист" Андрей Попков говорит также о жалобах граждан: им не нравится непрофессиональная манера вождения таксистов, их неопрятный внешний вид, "неадекватное состояние" некоторых водителей.
На предложенных курсах водители будут изучать "Навыки социального общения", "Проблемы преступных нападений", "Ориентирование в городских условиях" и "Пользование навигатором", а также "Обучение русскому языку" (факультативно, по решению автошколы). 16-часовой курс будет стоить не дороже 2-3 тыс. руб., говорит господин Лобарев. В перспективе такое обучение должно стать обязательным, говорит Андрей Попков, если эту идею поддержит Минтранс.
В Минтрансе письмо не комментируют. Исполнительный директор Национального совета такси Станислав Швагерус говорит, что отсутствуют механизмы, способные заставить водителей пойти на эти курсы, а таксопарки (или агрегаторы заказов "Яндекс", Gett, Uber) — запретить работать не прошедшим допобучение работникам. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что письмо надо было направлять не в Минтранс, а в Минобрнауки, где и курируют все вопросы обучения водителей. По ее словам, все, что "Гильдия автошкол" включила в свои курсы, в том или ином виде уже изучается в автошколах. Она отметила, что с 1 июля 2016 года все поступающие на работу таксисты должны будут соответствовать требованиям приказа Минтранса N287: иметь стаж не менее трех лет, уметь "контролировать свое эмоциональное состояние", "обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров".
"Поддерживаем инициативы, связанные с обучением водителей,— заявили "Ъ" в пресс-службе департамента транспорта Москвы.— Выступаем инициативно с внесением подобной нормы в федеральное законодательство, которое позволит субъектам РФ предъявлять дополнительные требования к водителям, в том числе и по обучению и повышению квалификации".
"Именно бизнес как самая заинтересованная сторона должен заниматься дополнительным обучением или быть его заказчиком,— говорит руководитель PR-проектов "Яндекс.Такси" Элина Ставиская.— Бизнес располагает обширной обратной связью с клиентами и оперативно определяет потребности в тех или иных знаниях и навыках водителей. Водителю необходимы коммуникационные навыки, стрессоустойчивость, умение предотвратить или уладить конфликт. В идеале водитель должен быть знаком с историей и достопримечательностями города, особенно в регионах с развитым туризмом". Сейчас "Яндекс.Такси" направляет водителей в центры обучения в Москве и Санкт-Петербурге, где они слушают лекции и сдают экзамены, после чего начинают, уверяют в агрегаторе, получать больше заказов.