Одна против "Урагана"
ФАС возмущает, что реформу вагонного рынка ведут без нее
ФАС всерьез решила противодействовать планам по консолидации вагонного рынка по плану "Ураган". Служба вынесла предупреждения ряду лиц за публичные заявления о росте ставок за аренду вагонов, а также пожаловалась вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе Минтранса Максиму Соколову и президенту ОАО РЖД Олегу Белозерову о недопустимости участия госорганов в обсуждении планов, ведущих к ограничению конкуренции. ФАС намерена вынести на правительственную комиссию целесообразность консолидации вагонного парка в целом на фоне усилий правительства по недопущению роста ценовой нагрузки на грузоотправителей.
12 апреля глава ФАС Игорь Артемьев направил письмо (есть у "Ъ") вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе Минтранса Максиму Соколову и президенту ОАО РЖД Олегу Белозерову. Господин Артемьев сообщает, что, по информации службы, Минтранс совместно с участниками рынка, советом потребителей при ОАО РЖД и экспертами разрабатывает схемы консолидации вагонного парка, не привлекая ФАС. "Разработка в федеральных органах исполнительной власти планов действий, реализация которых может привести к монополизации рынка, ценовому сговору или иным способам ограничения конкуренции, представляется недопустимой",— пишет чиновник. Он добавляет, что недопустимо и обсуждение на различных площадках с участием представителей органов власти возможного существенного увеличения цен на вагонную составляющую, а также показателей цен на различные типы вагонов. Поэтому ФАС просит поручить ей представить материалы по схемам консолидации, а также рассмотреть на правительственной комиссии "целесообразность и уместность консолидации парка вагонов" в условиях, когда правительство предпринимает действия, направленные, в частности, на "недопущение повышения транспортной нагрузки на грузоотправителей".
Поводом к заявлению ФАС послужило обсуждение плана "Ураган" по консолидации вагонного рынка с дальнейшим подъемом цены, предложенного Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). План предполагает консолидацию около 200 тыс. вагонов на базе ГТЛК, а затем передачу их в аренду крупному оператору, отставление или списание части парка и подъем вагонной составляющей с 550-650 руб. до 875 руб. в сутки в 2016 году и далее — до более чем 1 тыс. руб. Вариация плана, рассмотренная аналитическим центром при правительстве, предполагает промежуточное звено в виде специализированной сублизинговой компании, где просматриваются интересы Трубной грузовой компании Александра Карманова, по информации "Ъ", давно и активно отстаивающей план "Ураган".
Вчера ФАС вынесла предостережения главе ГТЛК Сергею Храмагину и ведущему советнику аналитического центра при правительстве Николаю Севастьянову за публичные заявления о планируемой в 2016 году консолидации парка вагонов и планах по увеличению операторами ставок на полувагоны до 1087 руб. в сутки за вагон. "Ъ" удалось ознакомиться с предостережениями. Заявления, вызвавшие недовольство ФАС, были сделаны на заседании совета потребителей ОАО РЖД 13 апреля. С марта ФАС активно отслеживает ценовые декларации на рынке, в марте такое предостережение было вынесено главе Федеральной грузовой компании ОАО РЖД Алексею Тайчеру за заявление о росте ставки за полувагон до 900 руб. в сутки. Как пояснили "Ъ" в ФАС, предостережения будут выноситься по каждому заявлению о росте ставки, поскольку при профиците парка они некорректны, а создание искусственного дефицита с целью роста ставок противоречит усилиям ОАО РЖД по недопущению роста цен.
В Минтрансе и аппарате Аркадия Дворковича подтвердили получение письма господина Артемьева, но от комментариев отказались. Не комментируют письмо и в ОАО РЖД. В ГТЛК "Ъ" сообщили, что компания в лице господина Храмагина или в каком-либо другом лице не выступала с публичным заявлением о цене. В аналитическом центре при правительстве предупреждения пока не получали. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что ставки находятся на уровне ниже экономически обоснованного, не позволяя ни ремонтировать вагоны, ни обслуживать долг, и если тенденция сохранится, то финансовой системе будет нанесен большой урон. По словам другого собеседника "Ъ", ФАС существенно ужесточила свою позицию по вагонному рынку. Он, в частности, напоминает о письме ФАС операторам, в котором служба требует обосновывать всякое повышение цены свыше 7,5%. В целом позиция службы, считает собеседник "Ъ", не учитывает состояния рынка, ушедшего за грань рентабельности.