"С глобальным потеплением мы будем бороться на всех фронтах"
Посол Франции в России Жан-Морис Рипер — специально для "Ъ"
22 апреля в Нью-Йорке представители более 120 стран подпишут Парижское соглашение по климату. Подписание соглашения откроет процедуру его ратификации. Во Франции Национальное собрание внесло этот вопрос в повестку дня 17 мая.
В области борьбы с климатическими изменениями 2015 год был годом переговоров и решений. 2016-й должен стать годом действий. 12 декабря 2015 года, после многих дней и ночей интенсивных переговоров, председатель конференции по климату COP21 Лоран Фабиус опустил свой зеленый молоточек, чтобы утвердить итоги Парижского соглашения и в то же время ознаменовать начало совместного пути, который должен привести к его реализации. Подписание Парижского соглашения по климату 22 апреля в Нью-Йорке — это возможность напомнить о необходимости мобилизации усилий всех: политических лидеров, предприятий, ассоциаций, граждан. В этом документе содержатся важные обязательства, возлагающие на всех нас серьезную ответственность.
Вступление в силу Парижского соглашения обусловлено двойным критерием: оно должно быть подписано не менее чем 55 государствами, на долю которых приходится 55% мировых выбросов парниковых газов. День подписания соглашения открывает решающий период, в течение которого необходимо принять все необходимые меры, чтобы документ мог вступить в силу в 2020 году, как запланировано.
Россия 22 апреля направит своего представителя в Нью-Йорк. Россия испытывает на себе серьезное влияние климатических изменений: это торфяные пожары; периоды необычной засухи, влияющие на урожайность в сельском хозяйстве; образование гигантских кратеров и испарение метана в Сибири; износ дорожного покрытия в крупных городах и т. д. Россияне столкнулись с драматическими последствиями глобального потепления. И вашей стране предстоит сыграть важнейшую роль в реализации Парижского соглашения, соответствующую ее ответственности на мировой арене, ее неизмеримым природным ресурсам и в особенности ее стремлению участвовать в борьбе с климатическими изменениями, о чем в сентябре 2015 года заявил президент Путин, выступая на Генеральной Ассамблее ООН.
Неконтролируемое изменение климата в масштабах планеты может привести к серьезным конфликтам — обнищанию населения из-за нехватки продовольствия и воды; массовой миграции народов, вызванной изменениями природной среды; войнам, связанным с контролем над полезными ископаемыми.
Россия уже внесла свой вклад в разработку соглашения. Так, целая его статья посвящена лесам. Они признаны источниками углерода, и поэтому государствам настоятельно предлагается снизить выделение парниковых газов путем борьбы с уничтожением лесов. В связи с этим Россия, где находится свыше 800 млн га лесов, занимает важное место.
В соглашении содержатся и другие важные инновации. Оно прежде всего подтверждает нашу ключевую цель: ограничить глобальное потепление двумя градусами по Цельсию и продолжать стремиться к показателю полтора градуса, чтобы, в частности, обеспечить сохранение островных государств, которые наиболее подвержены угрозе повышения уровня Мирового океана.
Соглашение также предусматривает, что ежегодно, начиная с 2020 года, $100 млрд должны быть направлены на финансирование проектов, позволяющих странам адаптироваться к климатическим изменениям или снизить выделение парниковых газов.
Наконец, помимо реализации Парижского соглашения мы должны принимать во внимание план действий "От Лимы до Парижа", который уже сегодня объединяет инициативы государств и неправительственных структур: 70 инициатив, которые выдвинули 10 тыс. участников, 2250 городов, 150 регионов, представляющих свыше миллиарда жителей, 420 инвесторов, 2025 предприятий. Затронуты все отрасли: энергетика, сельское хозяйство, финансовый блок, страхование, транспорт, города, леса, вода.
Мы надеемся сохранить этот парижский дух, призванный бороться с глобальным потеплением на всех фронтах,— и 22 апреля в Нью-Йорке, и в мае в Бонне на первом заседании группы по выработке решений, направленных на реализацию соглашения, и в конце года в Марокко на конференции по климату COP22.