Как оспаривали конкурс на ликвидацию «Черной дыры»
Контекст
Избавить Дзержинск от крупных захоронений опасных отходов еще в июне 2011 года поручил тогдашний президент России Дмитрий Медведев по итогам заседания Госсовета. Однако как только стало известно о том, что федеральный бюджет выделяет крупные средства на ликвидацию «Черной дыры», вокруг конкурса начался ажиотаж: споры подрядчиков, многочисленные суды и жалобы в УФАС. «До этого миллиардного контракта я никогда не знал, что у меня столько друзей, со всей России звонят какие-то незнакомые люди», — шутил по этому поводу губернатор Валерий Шанцев.
В ноябре 2013 года контракт на «Черную дыру» ценой 1,62 млрд руб. с администрацией Дзержинска получила саратовская фирма «Экорос», до этого проводившая инженерно-геологические изыскания и анализ захороненных химикатов. Однако проведенные компанией изыскательские работы привели к скандалу: весной 2014 года подрядчиком заинтересовалась прокуратура, установившая, что ему едва не заплатили 143 млн руб. за якобы невыполненные работы. По уголовному делу о служебном подлоге директор департамента администрации Дзержинска Наталья Федосеева была осуждена условно (впоследствии амнистирована). Кроме того, в мае 2015 года на три года колонии-поселения был осужден директор ООО «Экорос» Михаил Морозов, которого признали виновным в мошенничестве при исполнении муниципального контракта. Дзержинский горсуд решил, что, выиграв конкурс, подрядчик не собирался исполнять обязательства по ликвидации свалки.
Прошлой весной по требованию областной прокуратуры также был оспорен конкурс 2013 года и расторгнут контракт с «Экоросом». В арбитражном суде надзорное ведомство доказало, что администрация Дзержинска включила в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы, а саратовский подрячик не имеет необходимых допусков СРО. Кроме того, был раскритикован метод сжигания химических отходов, предложенный ООО «Экорос». «Фактически администрация и общество за огромные государственные деньги решили ликвидировать лишь малую часть свалки методом, который может нанести непоправимый ущерб окружающей среде Нижегородской области», — отмечается в решении суда. Еще до того, как правоохранители отменили скандальный конкурс, полномочия заказчика по ликвидации накопленного экологического ущерба в Дзержинске были переданы ГБУ «Экология региона». В июле 2014 года по допсоглашению с «Экоросом» госучреждение заменило администрацию Дзержинска как заказчика по муниципальному контракту.