Коллекторам включают счетчик
Татарстан вслед за Кемерово может ограничить методы взыскания долгов
Татарстан может стать вторым регионом, где будут ограничены нарушающие права граждан методы взыскания долгов, пока деятельность коллекторов не отрегулирует Госдума. Соответствующий законопроект в парламент республики внесли депутаты от КПРФ. Ранее аналогичный закон был принят в Кемеровской области по предложению губернатора Амана Тулеева. В ассоциации коллекторских агентств такие инициативы называют «популистскими» и отмечают, что сама полемика о необходимости ограничения или даже запрета коллекторской деятельности уже дала повод некоторым гражданам считать, что они могут не рассчитываться с долгами.
Депутаты фракции КПРФ в Госсовете Татарстана Хафиз Миргалимов, Артем Прокофьев и Александр Комисаров внесли в республиканский парламент законопроект, которым предлагается запретить на территории Татарстана «коллекторскую деятельность, нарушающую права и законные интересы физических лиц». Под работой коллекторов депутаты республики предлагают понимать «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность юридических и физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли от действий по взысканию задолженности». Хотя законопроект номинально направлен против коллекторских методов, нарушающих права граждан, депутат Артем Прокофьев пояснил “Ъ”, что речь идет о полном запрете работы коллекторских агентств в регионе. При этом господин Прокофьев уточняет, что сама «переуступка долгов не запрещается», но для взыскания долгов «есть суды и судебные приставы». «Те методы, которые используют коллекторы, недопустимы: ночные звонки родственникам, запугивания. Формально эти действия могут не подпадать под правонарушения, поэтому необходимо законодательное регулирование»,— говорит соавтор проекта. Артем Прокофьев недоволен, что Госдума «тянет» с принятием закона о коллекторской деятельности, поэтому в проекте депутатов указано, что запрет в Татарстане должен действовать, пока не будут приняты «специальные федеральные законы», защищающие права граждан «при осуществлении деятельности по возврату долгов».
Ранее аналогичный законопроект «О неотложных мерах по противодействию коллекторской деятельности, нарушающей права и законные интересы физических лиц» был принят Советом народных депутатов Кемеровской области. Инициатором документа стал глава региона Аман Тулеев, категорически заявивший, что «ни один коллектор не имеет права “вышибать” долги с кузбассовцев с 6 апреля 2016 года». Это заявление господин Тулеев сделал на совещании после случая в городе Искитим Новосибирской области, где коллекторы избили семью должницы, а затем изнасиловали ее саму. «Другого выхода нет. Мы не можем допустить, чтобы наших людей убивали»,— подчеркнул губернатор Тулеев. Местный закон, ограничивший деятельность коллекторов до тех пор, пока ее не отрегулируют на уровне Госдумы, вступил в Кузбассе в силу с 8 апреля этого года.
Напомним, 12 апреля федеральный закон о коллекторской деятельности прошел первое чтение в Госдуме. Его разрабатывали, в частности, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Законопроект ограничивает деятельность коллекторов: так, предполагается, что встречаться с должником коллектор сможет не более одного раза в неделю, а связываться по телефону — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Запрещается рассказывать о долге третьим лицам и размещать информацию о должниках в интернете. При этом должник может отказаться от взаимодействия с коллектором, направив соответствующее заявление кредитору.
В Госсовете Татарстана пока ознакомиться с инициативой депутатов-коммунистов не успели. Зампред комитета по экономике Марат Галеев («Единая Россия») заявил “Ъ”, что аналогичный закон в Кемеровской области «принят на эмоциях от отвратительных случаев действий коллекторов», но в Татарстане подобных случаев пока, по его словам, не фиксировали. Господин Галеев отмечает, что работа коллекторов — «нормальный вид экономической деятельности», но она «должна быть цивилизованной, а не с участием бандитов».
Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин называет проект татарстанских коммунистов «популистским». По его словам, проект, так же как и закон, принятый в Кузбассе, запрещает не деятельность коллекторов как таковую, а только ту, которая «нарушает права и законные интересы граждан». «Но у нас и так преступная деятельность запрещена. Если депутат будет нарушать чьи-то права, то такого депутата тоже надо запретить»,— говорит господин Воронин. По его информации, в Кемеровской области после принятия аналогичного закона коллекторские агентства по-прежнему работают, однако, увеличилось число проверок со стороны надзорных органов. Также в Кузбассе, по словам господина Воронина, примерно на 30% снизилась собираемость долгов: «Граждане, прочитав в газете, что запретили коллекторов, верят этому и перестают платить долги. Но от долгов их никто не освобождал, в результате они потом попадают на штраф». Борис Воронин полагает, что в Татарстане законопроект принят не будет.