«Запад решил ослабить давление»
Отменено решение о взыскании с России $50 млрд по делу ЮКОСа
Окружной суд Гааги решил, что гаагский арбитраж, который в июле 2014 года постановил взыскать с России $50 млрд в пользу бывших акционеров ЮКОСа, не имел юрисдикции в отношении этого дела. Таким образом, суд удовлетворил жалобу России, признав решение о взыскании средств незаконным, и постановил выплатить издержки, понесенные РФ в ходе этих разбирательств и предварительно оцененные в €16,8 тыс. В Кремле заявили, что во всех странах начнется немедленный процесс прекращения исполнительного производства по делу бывших акционеров ЮКОСа. Экс-глава нефтяной компании Михаил Ходорковский объяснил принятое в пользу России решение тем, что «Запад решил ослабить давление».
Арбитражный суд Гааги, присудивший в июле 2014 года $50 млрд бывшим акционерам ЮКОСа, не имел юрисдикции в отношении этого дела. Такое решение принял Окружной суд Гааги, куда Россия обратилась с жалобой по этому делу в январе 2015 года.
«Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате $50 млрд полностью удовлетворена,— сказал «Интерфаксу» глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, добавив, что апелляционный суд установил, что в компетенцию арбитража не входило рассмотрение исков подобного рода. «Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций»,— завил господин Кондаков.
«Выплатить издержки, понесенные Российской Федерацией в ходе этих разбирательств и предварительно оцененные в €16,8 тыс.»,— говорится в решении гаагского суда.
Тим Осборн, директор компании GML, которая владела большинством акций ЮКОСа: «Мы полностью поддерживаем решение о назначении компенсации от 2014 года за политически мотивированное уничтожение ЮКОСа. Мы обжалуем сегодняшнее неожиданное решение гаагского суда и полностью уверены, что закон и справедливость в конце концов восторжествуют».
Ниуша Бассири, партнер адвокатского бюро Hanotiau & van den Berg, представляющего интересы России: «Мы полностью удовлетворены. Это показывает, что арбитражный суд никогда не был компетентен принимать решение по этому вопросу, потому что соглашения о передаче дел на рассмотрение арбитража не было. В решении подтверждается, что Россия не ратифицировала Энергетическую хартию, поэтому решение арбитража к ней неприменимо».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что во всех странах начнется немедленный процесс прекращения исполнительного производства по делу бывших акционеров ЮКОСа. «Мы прекрасно понимаем, что это не конец истории»,— сказал господин Песков, добавив, что «работа будет продолжаться в самых разных юрисдикциях».
Михаил Ходорковский в Twitter объяснил решение Окружного суда Гааги тем, что «Запад решил ослабить давление».
Партнер международной юридической компании Herbert Smith Freehills Алексей Панич сказал “Ъ”, что решение Окружного суда Гааги можно обжаловать в двух вышестоящих судебных инстанция Нидерландов: апелляционном и верховном судах. Господин Панич также высоко оценил шансы России в отношении своих арестованных активов: «Россия сможет потребовать снять все аресты со своей собственности, поскольку решение Гаагского арбитража отменено». Юрист полагает, что в пользу России сыграл основной довод Москвы о том, что Договор к энергетической хартии не был ратифицирован, но мог повлиять и тот факт, что бывшие владельцы ЮКОСа вообще не имеют права судиться в Гааге, «поскольку не являются иностранными инвесторами в понимании международного договора». «Нужно дождаться мотивировочной части»,— резюмировал Алексей Панич.
К тому, что именно эти два довода убедили суд отменить решение склоняется и партнер BGP Litigation Александр Ванеев, который, однако, считает, что «это не точка в этом деле», потому что решение можно обжаловать. «Это очень важное решение, потому что впервые государственный суд дал оценку состоявшимся третейским решениям о выплате компенсации бывшим владельцам компании ЮКОС и суды в других государствах будут очень внимательно относиться к нему и перечисленным в нем доводам»,— сказал “Ъ” господин Ванеев, добавив, что даже отмена по месту вынесения «не препятствует его признанию и приведению в исполнение в других юрисдикциях». Юрист пояснил, что, согласно Нью-Йоркской конвенции 1958 года, «в признании отмененного решения может быть отказано, но не должно быть отказано»: «Практика знает много случаев, когда даже несмотря на отмененное решение, оно было приведено в исполнение в другом государстве».
Решение о взыскании с России в пользу бывших акционеров ЮКОСа $50 млрд было принято в июле 2014 года гаагским арбитражем. В такую сумму компенсации третейский суд оценил нарушение прав иностранных инвесторов, выраженное в экспроприации активов нефтекомпании. Россия это решение оспорила, подав в январе 2015 года ходатайство о его отмене в Окружной суд Гааги.
Представители России в суде настаивали на том, что третейский суд в Гааге не имел полномочий рассматривать этот спор, так как Энергетическая хартия не была ратифицирована Россией. Акционеры обанкроченной нефтекомпании, по мнению России, являются не иностранными инвесторами, а российскими гражданами, использующими подставные фирмы для владения акциями. Кроме того, России настаивала, что во время рассмотрения спора были нарушены процессуальные нормы: Гаагский арбитраж вышел за пределы своего мандата. Еще одним аргументом было то, что в январе 2016 года Апелляционный суд Швеции признал, что у Стокгольмского арбитража не было компетенции взыскивать с России $2 млн компенсации за экспроприацию ЮКОСа по иску испанских инвестфондов в 2012 году.
Истцы уже начали приводить решение арбитража в исполнение. В июне 2015 года в Бельгии было арестовано имущество российских банков, зарегистрированных в Бельгии, российских представительств, отделений негосударственных организаций, СМИ, а также активы регулирующей воздушное движение над Европой организации Eurocontrol. Как сообщал «Прайм», всего под арестом оказались активы 47 учреждений. РФ в ответ вызвала в МИД бельгийского посла Алекса ван Меувена для вручения протеста. Михаил Ходорковский тогда заявил, что «рад арестам имущества нашей бюрократии в Бельгии». Россия уже обжаловала это — ожидается, что слушания пройдут в октябре—ноябре 2016 года.
В середине июня 2015 года процесс продолжился во Франции. Глава ВТБ Андрей Костин сообщал, что правоохранительные органы страны арестовали счета российских компаний во французском дочернем банке. В нарушение международных договоров французские приставы заморозили даже счета дипмиссий, но вскоре сняли эти ограничения. Во Франции были арестованы и счета МИА «Россия сегодня». Зимой стало известно, что акционеры ЮКОСа сумели арестовать платежи французских Arianespace, Eutelsat и Air France своим российским контрагентам, участок площадью 4,7 тыс. кв. м в центре Парижа, где строится православный центр, 7,5% акций Euronews (принадлежат ВГТРК), средства ФГУП «Госзагрансобственность», финансовые гарантии «Рособоронэкспорту» за срыв поставки кораблей «Мистраль» и акции Eutelsat (более 3%), принадлежащие ФГУП «Космическая связь». По разной информации, всего во Франции было произведено около 150 арестов, которые РФ обжаловала.
По жалобам России французские суды уже сняли ряд арестов. Так, суд большой инстанции в городе Эври 12 апреля освободил $300 млн, которые Arianespace должна заплатить Роскосмосу за поставку ракет-носителей типа «Союз», через несколько дней суд большой инстанции Парижа снял обеспечительные меры со счетов МИА «Россия сегодня» и разморозил $400 млн, которые Eutelsat должен был перечислить в пользу ФГУП «Космическая связь» за использование спутникового ресурса предприятия. Экс-акционеры ЮКОСа уже оспорили снятие этого ареста в апелляционной инстанции, поэтому средства де-факто пока не могут быть переданы по назначению.
В других юрисдикциях процесс признания и приведения в исполнение решения арбитража занял куда больше времени. Например, в США российские активы могут быть арестованы только после признания решения в национальном суде. Соответствующее обращение экс-акционеров ЮКОСа сейчас рассматривает суд округа Колумбия, куда в декабре 2015 года РФ направила свои последние возражения. Помимо нарушений при уведомлении об арбитраже и недействительности арбитражного соглашения Россия в американском суде ссылается на фиктивность компаний-держателей акций ЮКОСа и незаконность приобретения акций нефтекомпании на залоговых аукционах. Таким образом, выплата компенсации будет «оправдывать мошеннические и незаконные действия со стороны заявителей и их аффилированных лиц», что противоречит практике судов США, настаивают адвокаты РФ. В подтверждение этой позиции российская сторона представила в суд округа Колумбия свидетеля, который ранее уже давал показания по первому уголовному делу ЮКОСа.
Аналогичные процессы начаты в Великобритании и Германии. Об арестах российского имущества в этих странах пока не сообщалось. Зато 13 апреля стало известно, что экс-акционеры ЮКОСа обратились в суд Нью-Дели с целью признания и приведения в исполнение решения арбитража в Индии, рассчитывая найти там «существенные активы» РФ и арестовать их. Индия стала седьмым известным и пока последним государством, в суд которого обратились экс-владельцы ЮКОСа.
Как ЮКОС бродит по Европе
Экс-акционеры ЮКОСа в 2015 году начали кампанию по взысканию с России около $50 млрд, отсуженных в 2014 году в Гааге. Судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии имущества РФ и подконтрольных ей структур в этих странах, на очереди Великобритания и США. На тот момент масштабы проблем были невелики, но юристы предупредили, что арест, скорее всего, в итоге будет наложен на средства и активы стоимостью в несколько раз выше требуемой суммы, а урегулирование проблем может занять восемь—десять лет. Читайте подробнее
Как российские активы в Бельгии были арестованы по иску ЮКОСа
В июне прошлого года на все российские учреждения в Бельгии, кроме дипломатических представительств, был наложен арест. Это сделали судебные приставы во исполнение решения третейского суда в Гааге — он в 2014 году удовлетворил иск Group Menatep Limited, представлявшей интересы бывших акционеров обанкроченной государством нефтекомпании ЮКОС. Аресты в Бельгии происходили в интересах Yukos International Limited, на которую пришлось около $1,8 млрд из отсуженных $50,2 млрд. Россия намерена обжаловать арест, но сделать это можно лишь через бельгийское правосудие. Читайте подробнее
Как французские приставы приступили к аресту имущества России по иску ЮКОСа
Французские приставы в июне 2015 года приступили к исполнению судебных решений, направленных на арест российского имущества во Франции. Причиной называлось исполнение решения гаагского третейского суда по иску бывших акционеров ЮКОСа. Об этом говорилось в уведомлениях от судебных приставов, полученных рядом российских компаний и представительств во Франции. Ранее стало известно, что арест был наложен на все российские учреждения в Бельгии, кроме дипломатических представительств. Читайте подробнее