Хуже бывает
Теория и практика
Нынешний кризис ударил по рынку лизинговых услуг, который всегда чувствует резкие изменения в экономике, как бизнес, связанный с инвестициями в основные фонды. На фоне падения рынка на 20% все более привлекательным выглядит автолизинг: в его пользу говорят и программа субсидий от Минпромторга, и падение спроса на другие сегменты рынка.
По данным рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), подготовленным совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией в феврале, объем нового бизнеса (стоимости имущества) на рынке лизинга по итогам 2015 года сократился по отношению к 2014 году на 22% и составил около 530 млрд руб. Сумма лизинговых контрактов за 2015 год также снизилась — на 20% — и составила около 800 млрд руб. При этом лизинговый портфель за прошедший год значительно не изменился и по-прежнему оценивается в 3,1 трлн руб. (по данным на 1 января).
"Лизинг всегда тонко чувствует резкие повороты, оказывается на острие происходящего, так как это инвестиции в основные фонды",— объясняет Кирилл Царев, генеральный директор АО "Сбербанк Лизинг". Он напоминает: лизинговая отрасль быстро сокращает новый бизнес, а затем при восстановлении резко его наращивает. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2008-2010 годах, так же рынок реагирует и сейчас: он сжимается. Как поясняет Андрей Храмов, директор департамента корпоративных продаж ГК "Автоспеццентр", кризис привел к снижению объема рынка лизинга, в связи с чем наблюдаются уменьшение заключенных договоров, рост проблемных задолженностей и просроченных платежей. "Негативное влияние оказывают технические дефолты крупных лизингополучателей — "Мечела", "ЮТэйр", СУ-155 и др.",— отмечает господин Храмов. В целом, по словам эксперта, темпы сокращения с начала года достигли 10-12%. В течение 2015 года с рынка ушло около 7-8% игроков. Что касается лидеров, то, по данным RAEX, лидерами по объему нового бизнеса (по стоимости имущества) в 2015 году были госкомпании: "ВТБ Лизинг", "Сбербанк Лизинг" и Государственная транспортная лизинговая компания.
В условиях падения спроса со стороны лизингополучателей и программы поддержки лизинга для российского автотранспорта от Минпромторга все больше лизинговых операторов начали ориентироваться на автомобильный сегмент как на определяющий драйвер роста рынка. По данным Андрея Храмова, в 2015 году в свою основную линейку автолизинг включило около 18-23% компаний. Такое решение было оправданным, особенно на фоне падения спроса в других сегментах рынка. По данным господина Храмова, в 2015 году объем новых договоров лизинга на железнодорожные вагоны снизился на 45%, на авиационную технику — на 40%, на строительную и дорожно-строительную технику — на 23%, на сельскохозяйственную — на 15-18%.
По словам Галины Майер, управляющего директора ООО "Райффайзен-Лизинг", основные сложности возникают у лизинговых компаний с одобрением сделок, так как финансовое состояние компаний, желающих получить технику в лизинг, ухудшилось. "У некоторых компаний падает выручка, растет кредиторская и дебиторская задолженности. Этим объясняется общий тренд перехода на небольшие сделки, стандартные продукты, ликвидные активы",— говорит эксперт. Она отмечает, что сейчас четко прослеживается тенденция, когда лизингодатели стремятся диверсифицировать клиентскую базу, принимать небольшой риск на одного заемщика и финансировать технику, имеющую высокую стоимость на вторичном рынке. Так, напоминает госпожа Майер, средняя стоимость контракта в 2012 году составила 9,2 млн руб., в 2013 году — 8,1 млн руб., в 2014 году — 6,7 млн руб., в 2015 году упала до 6,5 млн руб.
"Рынок лизинга непросто переживает кризис: сократился как спрос на лизинг, так и качество этого спроса",— подтверждает Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М". При этом потребности клиента зачастую не соответствуют его запросам. "Например, если бизнес-модель клиента соответствует его желанию обновить автопарк, мы готовы профинансировать данную сделку. Если нет — предлагаем клиенту либо повысить долю участия собственными средствами, либо выбрать более дешевые автомобили",— рассказывает господин Зотов.
Между тем перспективы у рынка лизинга есть, причем как раз благодаря тому, что экономика "достигла дна" плюс благодаря низкой базе двух последних лет, говорит Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. Помимо программы Минпромторга "Льготный лизинг", которая будет продлена в текущем году, Фонд развития промышленности запускает "Лизинговые проекты". В рамках этой программы промышленным предприятиям будут предоставляться льготные займы по ставке 5% годовых на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг. "Это может дать серьезный толчок отрасли и вписаться в рамки государственных ориентиров на импортозамещение. Таким образом, не исключено, что драйвером роста в ближайшем году станет не авторынок, а рынок промышленного оборудования",— говорит эксперт.
По мнению Максима Агаджанова, генерального директора АО "Газпромбанк Лизинг", программы субсидирования лизинговых сделок могут стать в 2016 году новым драйвером рынка. "Сегодня мы наблюдаем активный переход государства от слов к делу в части импортозамещения. И использование возможностей лизинга по стимулированию инвестиций в основной капитал существенно поддержит спрос на отечественную продукцию",— добавляет эксперт.