Госстимул отечественного автопрома
Административный ресурс
Поддержать отечественный автопром в кризис государство решило с помощью стимулирования лизинговых сделок: те, кто оформлял в лизинг российский автотранспорт, могли сэкономить до 900 тыс. руб. с учетом полумиллионной госсубсидии. В условиях когда цены на новые автомобили растут, лизинг с господдержкой становится все более популярным и все больше лизингополучателей выбирают вместо зарубежных автомобилей российские.
Помощь Минпромторга
Основная госпрограмма, направленная на стимулирование производства отечественных транспортных средств с помощью лизинга,— это программа Минпромторга, запущенная в мае 2015 года. Наталья Жильцова, генеральный директор компании "Независимость-Финсервис", напоминает, что до сентября 2015 года по этой программе субсидировались лизинговые сделки не только по коммерческому, грузовому транспорту и спецтехнике, но и по легковому транспорту. Однако позже было решено, что с сентября 2015 года до 1 декабря 2016 года программа Минпромторга не действует при сделках по легковому транспорту. "Например, в наших салонах данная программа распространяется только на коммерческие автомобили (Volkswagen и Ford)",— отмечает госпожа Жильцова.
Как поясняет генеральный директор компании "Лизинг-Трейд" Алексей Долгих, основное требование к оставшимся в списке Минпромторга видам техники: она должна быть произведена на территории РФ в 2015 и 2016 годах и не находиться на регистрационном учете. Правда, в списке субсидируемых продуктов осталось исключение — автомобили Lada Largus АвтоВАЗа, которые проходят по этой программе.
Как поясняет директор представительства в Москве ООО "Первая лизинговая компания" Жанна Виксна, покупая в лизинг коммерческий автотранспорт, клиент может получить скидку до 10% от цены автомобиля при оплате авансового платежа. Однако сумма дисконта не должна превышать 500 тыс. руб. за единицу техники. Программа Минпромторга удобна прежде всего лизингополучателям: требований и ограничений для тех, кто хочет воспользоваться скидкой от государства, нет. По словам госпожи Виксны, клиентами могут быть как юридические и физические лица, так и ИП.
Что касается компаний-лизингодателей, которые получают помощь от государства, то Минпромторг сформировал реестр участников программы. В него вошли те участники российского лизингового рынка, которые в 2014 году заключили не меньше 100 договоров лизинга автотранспортных средств. По словам господина Долгих, это примерно 50 компаний. Со стороны производителей в программе Минпромторга участвуют все российские концерны, включая КамАЗ, группу ГАЗ, автомобильный завод "Урал", Ульяновский автомобильный завод, Павловский автобусный завод, Ставропольский завод автоприцепов и др. "В числе участников и зарубежные бренды, которые локализовали производство в РФ, к примеру ЗАО "Соллерс-Исузу", ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток", ООО "Форд Соллерс Холдинг" и др.",— поясняет Алексей Долгих.
Стимул рынка
В результате, по словам Дмитрия Иевлева, генерального директора "Авто-ПЭК" (транспортный парк логистической компании ПЭК), в прошлом году в зависимости от размера платежа сумма государственного взноса могла достигать 500 тыс. руб. Если к тому же клиент принимал участие в специальных программах утилизации и трейд-ин, то скидка в зависимости от модели и комплектации могла составить от 600 тыс. до 800-900 тыс. руб. "Конечно, это значительно более доступно, чем покупка техники у европейских производителей. И результативность таких госпрограмм, безусловно, высока",— подчеркивает специалист.
Программа Минпромторга по субсидированию коммерческого автотранспорта предоставила большие возможности отечественным производителям и помогла поддержать продажи техники в 2015 году, соглашается Галина Майер, управляющий директор ООО "Райффайзен-Лизинг". "Госсубсидии в этом сегменте в таких масштабах были предоставлены впервые, что привело к значительному росту спроса на услуги автолизинга",— поясняет госпожа Майер. Как отмечают участники рынка, благодаря госпрограмме Минпромторга увеличился поток клиентов, все более заинтересованных в приобретении автомобилей именно в лизинг.
Напомним, в 2016 году на поддержку автомобильной промышленности в России в рамках антикризисного плана было запланировано потратить 137,7 млрд руб. Из федерального бюджета предлагалось израсходовать 88,6 млрд руб., из антикризисного фонда — 49,1 млрд руб. Среди перечисленных мер было стимулирование спроса на автомобильную технику на внутреннем рынке. Кроме того, в январе 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому российскому автопрому должно быть выделено 50 млрд руб.— в том числе на программу льготного автокредитования и лизинга.
Спрос на госсубсидии
Программа Минпромторга, которая была популярна в 2015 году, не менее популярна и в нынешнем: спрос на льготный лизинг остается высоким, поскольку экономия на первоначальных затратах и минимальные ставки удорожания особенно выгодны клиентам в условиях кризиса, говорят эксперты. Тем более что цены на автомобили растут: по данным аналитического агентства "Автостат", в 2015 году стоимость новых автомобилей в России увеличилась в среднем на 20%, в 2016 году автомобили подорожают еще на 20-25%.
"Господдержка, безусловно, сдерживает темпы падения продаж LCV и грузовых автомобилей. Стоимость автотранспорта в кризис значительно возросла, и субсидирование лизинга мотивирует лизингополучателей на покупку",— говорит господин Долгих.
По словам Жанны Виксны, программа Минпромторга получила широкое распространение и пользовалась значительным спросом: около 75% лизинговых договоров на коммерческий автотранспорт отечественного производства в России было заключено по программе лизинга. "Реализация программы льготного лизинга в 2015 году показала положительный результат — льготный лизинг ТС, при этом и лизинговые сделки с физическими лицами составили около 75-80% рынка автолизинга",— соглашается Наталья Жильцова. По ее словам, господдержка положительно повлияла на ситуацию на рынке и помогла снизить темпы падения. "Запуск программы дал прирост от 5% до 15% лизинговых продаж автомобилей тех моделей, которые подпадали под ее действие",— говорит госпожа Жильцова.
Кроме того, госпомощь способствовала переориентации спроса: по данным Первой лизинговой компании, многие клиенты вместо европейских моделей приобрели автотранспорт российского производства. Удержать рынок от падения также помогли корпоративные продажи автотранспортным компаниям, которые захотели воспользоваться субсидией. "Потенциал рынка очень большой: в работе с клиентами у лизинговой компании, в отличие от банков, ниже риски, что позволяет даже в условиях кризиса развивать и наращивать портфель. Лизинг еще недостаточно оценен потребителями, что дает ему большие перспективы для роста",— говорит Наталья Жильцова.
"Реализация программы льготного лизинга в автопроме — это еще один последовательный шаг в рамках проводимой государством стратегии импортозамещения. Программа не только позволит сократить снижение объемов продаж на автомобильном рынке, но и даст возможность транспортным, строительным компаниям и другим лизингополучателям реализовать запланированные программы модернизации автопарков",— считает Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинга".
Однако при такой популярности госсубсидий у участников рынка возникает вопрос, хватит ли госфинансирования на все лизинговые компании в условиях 2016 года. Некоторые компании уже сейчас готовы подстраховаться самостоятельно. По словам госпожи Виксны, Первая лизинговая компания берет все риски невыплаты госсубсидии на себя, компенсируя государственное софинансирование собственной программой снижения первоначального взноса.